Решение по делу № 3а-299/2021 от 07.10.2021

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-299/2021

УИД: 39ОS0000-01-2021-000354-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 декабря 2021 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.,

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Ботвиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романко Ю.А. об оспаривании Правил зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части,

УСТАНОВИЛ:

Романко Ю.А. обратился с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка , площадью 520 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора №62/2019-А аренды земельного участка от 24 апреля 2019 года, в редакции последующих соглашений и дополнений к нему. На указанном земельном участке находится принадлежащий ему индивидуальный жилой дом площадью 175,7 кв.м., имеющий адрес: <адрес>. Согласно документам территориального планирования, земельный участок полностью расположен в границах зоны санитарной охраны источников питьевого и бытового водоснабжения. 15 июля 2021 года он обратился в администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату. По результатам рассмотрения его обращения администрацией ГО «Город Калининград» в предоставлении этого земельного участка в собственность отказано по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ. В соответствии с п.п. 1.6 и 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Зона с особыми условиями использования территории Н-3 обозначена в границах земельного участка на Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласован, органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-3 с включением в нее земельного участка нарушает его права, поскольку препятствует получению этого земельного участка в собственность. Первоначально просил признать недействующими Генеральный план ГО «Город Калининград», утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225 и Правила зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, в части отображения зоны Н-3 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс» в границах земельного участка

В части требования о признании недействующим Генерального плана ГО «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, производство по делу прекращено определением от 6 декабря 2021 года.

Административный истец Романко Ю.А. административные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель административного ответчика городского Совета депутатов Калининграда Яковенко Ю.А. относительно заявленных требований возражала, указала, что изменение документов градостроительного зонирования в настоящее время не относится к компетенции Совета.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву, оспариваемые нормативные акты приняты представительными органами муниципального образования в пределах компетенции. С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, в материалах по обоснованию Генерального плана зоны с особыми условиями использования территории не отображены. В настоящее время подготовлен проект изменений в Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград» с целью приведения их в соответствие с Генеральным планом.

Заинтересованные лица Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, администрация ГО «Город Калининград», Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, ГП «Водоканал», будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

Город Калининград – муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года №397.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Генеральный план городского округа «Город Калининград» принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа «Город Калининград» - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты «Гражданин №33-с от 15 июля 2016 года; Правила зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград» - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты «Гражданин №1 от 9 января 2019 года.

Пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе, порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон, правила определения размеров территорий в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории могут выделяться две или более территории, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, в том числе для достижения различных целей установления такой зоны, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 настоящего Федерального закона (далее также - подзоны), а также перечень ограничений использования земельных участков, водных объектов, которые могут быть установлены в границах указанных территорий (за исключением случаев, если перечень этих ограничений в отношении каждой территории установлен федеральным законом).

В силу пункта 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. В соответствии ч. 2 этой же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Частью 2 этой же статьи определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются Правительством РФ.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Законность процедуры принятия Правил зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, являлась предметом оценки Калининградским областным судом ранее по иным делам (решения от 29.07.2021 по делу N 3а-159/2021, от 12.08.2021 по делу N 3а-201/2021).

Судом установлено, что Романко Ю.А. является арендатором земельного участка , площадью 520 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора №62/2019-А аренды земельного участка от 24 апреля 2019 года, в редакции последующих соглашений и дополнений к нему.

Согласно Карте зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия Правил зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, земельный участок находится в зоне санитарной охраны источников водоснабжения II пояса.

Согласно приведенным выше положениям Закона №52-ФЗ установление границ ЗСО источников водоснабжения II пояса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.

Зона санитарной охраны источника водоснабжения в районе земельного участка не установлена, в связи с чем ее отображение в оспариваемом документе градостроительного зонирования ГО «Город Калининград» произведено без законных оснований.

Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность (часть 2, пункт 14 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ).

Поскольку Правила зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка к зоне с особыми условиями использования территории Н-3 противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права Романко Ю.А. на приобретение его в собственность, в данной части они подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Романко Ю.А. удовлетворить.

Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:

Правила зем­лепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, в части отображения на Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны Н-3 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс» в границах земельного участка

Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ «Город Калининград».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2021 года.

Судья Д.В. Шубин

3а-299/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Романко Юрий Александрович
Прокурор Калининградской области
Ответчики
Правительство Калининградской области
Городской совет депутатов Калининграда
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области
Государственное предприятие Калининградской области "ВОДОКАНАЛ"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Шубин Денис Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация административного искового заявления
08.10.2021Передача материалов судье
12.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.11.2021Предварительное судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее