Решение по делу № 33а-2000/2017 от 12.07.2017

Председательствующий Любарских Т.В.

Дело № 33а-2000/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан               3 августа 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Долгополовой Т.В.,

судей Редько Е.П., Вениченко О.В.,

при секретаре Осиповой Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района в интересах Безруких А.В. об оспаривания распоряжения управления образования администрации муниципального образования <данные изъяты> район

по апелляционной жалобе административного ответчика управления образования администрации муниципального образования <данные изъяты> район       на решение Ширинского районного суда от 30 мая 2017 г., которым требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Редько Е.П., объяснения представителя административного ответчика Кудряшовой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального административного истца Пименовой Е.А., административного истца Безруких А.В., выразивших согласие      с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор <данные изъяты> района, действуя в интересах Безруких А.В., обратился в суд с административным иском об оспаривании распоряжения управления образования администрации муниципального образования <данные изъяты> район (далее – Управление образования) от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче жилого помещения по договору социального найма сироте Безруких А.В.»             (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) со дня его принятия. Требования мотивировал тем, что решением Ширинского районного суда от 24 октября 2012 г. на администрацию муниципального образования <данные изъяты> район возложена обязанность по предоставлению Безруких А.В. жилого помещения по договору социального найма. Оспариваемым распоряжением принято решение о передаче Безруких А.В. по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. Между тем        Безруких А.В. имеет право на получение жилого помещения по месту жительства на территории <данные изъяты> сельсовета, предоставление ей жилого помещения, расположенного в с. "А", противоречит требованиям закона.

В судебном заседании прокурор <данные изъяты> района Стонт Д.Л. административный иск поддержал в полном объеме. Полагал, что при предоставлении жилого помещения необходимо было учесть мнение          Безруких А.В. и предоставить ей жилое помещение либо на территории <данные изъяты> сельсовета, либо на территории <данные изъяты> сельсовета.

Безруких А.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Кудряшова О.Ю. возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв. Поясняла, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решением Ширинского районного суда от 30 мая 2017 г. распоряжение руководителя управления образования администрации муниципального образования <данные изъяты> район от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче жилого помещения по договору социального найма сироте Безруких А.В.» (в редакции распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ ) признано незаконным; суд обязал Управление образования устранить в полном объеме нарушенные права и свободы Безруких А.В.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Кудряшова О.Ю., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылаясь            на доводы возражений, приведенных в суде первой инстанции, полагает ошибочным вывод суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено Безруких А.В. на условиях договора социального найма по месту ее постоянного проживания. Считает, что к спорным правоотношениям должен применяться Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 г. № 104-ЗРХ. Указывает, что суд не учел то, что для исполнения вышеназванного решения необходимо изменить способ и порядок его исполнения. Отмечает, что в ДД.ММ.ГГГГ после вступления       в силу Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ администрация МО <данные изъяты> район обращалась в суд с заявлением                    об изменении способа и порядка исполнения ряда решений Ширинского районного суда в целях обеспечения жилым помещением на условии социального найма, однако в удовлетворении заявления было отказано.

Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решением Ширинского районного суда от 24 октября 2012 г. суд обязал администрацию муниципального образования <данные изъяты> за счет средств бюджета Республики Хакасия предоставить вне очереди по договору социального найма Безруких А.В. жилое помещение не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям         (л.д. 5-9).

Руководителем управления образования администрации муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение       «О передаче жилого помещения по договору социального найма сироте Безруких А.В.» (л.д. 13). Данным распоряжением Безруких А.В. передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору социального найма.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение внесены изменения, адрес жилого помещения следует читать: «<адрес>» (л.д. 14).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.          № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот      и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На момент принятия указанного выше решения суда от 24 октября           2012 г. действовал Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 г. № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет                 и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» (далее – Закон № 104-ЗРХ).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона №104-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

В силу ч. 2-4 ст. 4 Закона № 104-ЗРХ лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права; жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно, вне очереди по месту выявления или первичного устройства ребенка (детей); обеспечение жилыми помещениями производится в черте соответствующего городского округа или муниципального района.

Согласно ст. 7 Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г.                  № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 107-ЗРХ) со дня вступления в силу настоящего Закона признан утратившим силу Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 года № 104-ЗРХ.

В ст. 9 Закона № 107-ЗРХ указано, что настоящий Закон вступает в силу       с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении десяти дней после дня его официального опубликования; действие положений настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.

Частью 2 ст. 4 Закона № 107-ЗРХ закреплено, что гражданам, указанным    в статье 1 настоящего Закона, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия.

В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам, включенным в список, по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования, с их письменного согласия жилые помещения предоставляются им в других населенных пунктах Республики Хакасия, в том числе расположенных в других муниципальных районах (городских округах) Республики Хакасия, на территории которых в целях формирования специализированного жилищного фонда построены многоквартирные жилые дома, жилые помещения в которых предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из анализа указанных норм следует, что единственным критерием,           по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Из материалов дела, пояснений административного истца Безруких А.В. следует, что письменного согласия на предоставление ей жилого помещения          в с. "А" она не давала, что не оспаривалось административным ответчиком.

Рассмотрев дело, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям закона и нарушает права, свободы и законные интересы Безруких А.В. на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися                      в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что к спорным правоотношениям должен быть применен Закон Республики Хакасия                     от 19 октября 2009 г. № 104-ЗРХ, необоснованно по изложенным выше основаниям.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда (переоценке доказательств) о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат          каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ширинского районного суда от 30 мая 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика управления образования администрации муниципального образования Ширинский район – без удовлетворения.

Председательствующий                    Долгополова Т.В.

Судьи                                 Редько Е.П.

                                    Вениченко О.В.

33а-2000/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ширинского района РХ
Ответчики
Управление образования МО Ширинский район
Другие
Безруких Анастасия Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Редько Евгений Павлович
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
03.08.2017[Адм.] Судебное заседание
11.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее