Решение по делу № 2а-4701/2021 от 13.07.2021

Дело а-4701/2021

22RS0068-01-2021-006169-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2021 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи                      Ваншейд А.К.,

при секретаре                      Пухальской А.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее – комитет, КЖКХ г. Барнаула) обратился в суд с иском к указанному административному ответчику, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес комитета поступило предписание Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения <данные изъяты> расположенного по адресу: ..... Указанным предписанием на истца возложена обязанность по выполнению капитального ремонта, реставрации.

Истец считает предписание незаконным, ссылаясь на то, что реставрация и ремонт памятников истории и культуры должно осуществляться за счет средств государственных органов охраны памятников. Статьей 190.1 ЖК РФ определены условия проведения органами местного самоуправления капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, совокупность которых в данном случае отсутствует.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении требований наставила по основаниям, приведенным в административном иске. Представила дополнительные письменные пояснения, в которых дополнительно указано на несоблюдение предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядка проведения проверки административным ответчиком; ни охранное обязательство, ни предписание не могут быть выданы уполномоченным органом лицу, не являющемуся собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия; признание дома аварийным исключает предъявление требований к бывшему наймодателю о проведении капитального ремонта.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее Управление) возражала против удовлетворения требований, указывая, что многоквартирный жилой дом по .... в .... является объектом культурного наследия. Решением межведомственной комиссии указанный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. В рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия осуществлен визуальный осмотр объекта, по результатам которого составлен акт технического состояния с указанием перечня работ по сохранению объектов, установлены сроки и периодичность их выполнения, утверждены и направлены правообладателям охранные обязательства и предписания о проведении капитального ремонта, реконструкции, размещению информационной надписи.

Заинтересованные лица ФИО7, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО8, администрация г.Барнаула, привлеченные судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.

От администрации г.Барнаула в материалы дела представлен письменный отзыв, в котором указано на незаконность предписания со ссылкой на то, что у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по финансированию реставрационных работ спорного объекта культурного наследия.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Закона Алтайского края от 12.05.2005 N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае", Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 27.12.2016 N 174 органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Алтайского края, и государственной охраны объектов культурного наследия краевого и федерального значения является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

Предписания органа охраны объектов культурного наследия Алтайского края, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.

Как установлено в судебном заседании, на основании постановления Алтайского краевого Законодательного собрания от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по .... в .... принят на государственную охрану как памятник архитектуры ..... Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер.

Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда .... от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ -р многоквартирный дом по адресу .... признан аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании задания от ДД.ММ.ГГГГ , выданного заместителем начальника Управления, сотрудниками Управления проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия <данные изъяты> по .... в ...., по результатам которых составлен акт технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно акту установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия, в связи с чем определен перечень работ, которые собственник или иной законный владелец обязан выполнить в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия и создания благоприятных условий для его функционального использования, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить на фасаде здания информационную надпись (обозначение) об объекте культурного наследия; в срок до ДД.ММ.ГГГГ - выполнить капитальный ремонт, реставрацию объекта культурного наследия с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (ст. 56.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

ДД.ММ.ГГГГ собственникам и иным законным владельцам памятника, в том числе комитету жилищно-коммунального хозяйства г,Барнаула, выдано предписание о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия, указанного в акте от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить на фасаде здания информационную надпись (обозначение) об объекте культурного наследия; в срок до ДД.ММ.ГГГГ - выполнить капитальный ремонт, реставрацию объекта культурного наследия с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Приказом .... по культуре и архивному делу от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, в приложении к которому указаны аналогичные работы по сохранению объекта культурного наследия.

Указанные предписание и охранное обязательство направлены правообладателям объекта культурного наследия, в том числе комитету, получено последним - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что оспариваемое предписание получено административным истцом- ДД.ММ.ГГГГ, административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения в суд не пропущен.

Оценивая по существу законность выданного предписания, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон № 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия.

Статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ регламентированы требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства, согласно которым в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (ст. 27).

В силу п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 56.1 указанного закона обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (ч. 1).

В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2).

Таким образом, из положений вышеприведенных норм специального Закона N 73-ФЗ следует, что обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия - спорного памятника, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, а также установке информационных надписей возложена на его собственников с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Из материалов дела следует, что муниципальному образованию городской округ – г. Барнаул Алтайского края на момент выдачи спорного предписания на праве собственности принадлежали восемь жилых помещений в спорном многоквартирном жилом доме – квартиры №. При этом органами местного самоуправления договоры социального найма жилого помещения на указанные квартиры не заключены.

Пунктом 3.5 Положения о Комитете ЖКХ г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что одной из основных функций Комитета является осуществление полномочий муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе при проведении капитального ремонта муниципального жилищного фонда.

Учитывая наличие в спорном многоквартирном жилом доме жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых права владения и пользования не переданы другим лицам (договор социального найма не заключен), обязанность по исполнению требований в отношении объекта культурного наследия, установленных охранным обязательством и спорным предписанием, возлагается на КЖКХ г. Барнаула как на собственника жилых помещений в указанном доме.

При этом аналогичные предписания от ДД.ММ.ГГГГ выданы Управлением государственной охраны для исполнения и иным правообладателям спорного объекта культурного наследия, что подтверждается материалами дела.

Кроме того, как уже указывалось выше, в соответствии со ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (ч. 1).

Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории ранее содержалась в ст. 141 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями и дополнениями, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст.16 Закона «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.

Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

При этом обязанность наймодателя по проведению капитального ремонта не ставится в зависимость от наличия у дома статуса объекта культурного наследия. Наличие такового влечет лишь необходимость соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия при проведении капитального ремонта.

На территории г. Барнаула органом местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации и проведению капитального ремонта жилых домов, является КЖКХ г. Барнаула (ст.ст.57, 63.4 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, пункт 3.5 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула).

Таким образом, КЖКХ г. Барнаула как бывший наймодатель также обязан осуществлять капитальных ремонт многоквартирных домов в силу закона и независимо от выдачи предписания.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , проведенной по гражданскому делу по иску ФИО4, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО8, к комитету жилищно-коммунального хозяйства .... о выплате возмещения за жилое помещение, установлено, что первая приватизация жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу ....) произведена ДД.ММ.ГГГГ. При этом техническое состояние конструктивных элементов многоквартирного жилого дома по состоянию на 1996 год требовало проведения капитального ремонт, сведения о проведении которого отсутствуют. Невыполнение капитального ремонта в 1996 году повлияло на снижение уровня надежности здания, повлекшего признание дома аварийным. Эксплуатация конструктивных элементов в настоящее время возможна лишь при условии значительного капитального ремонта.

Таким образом, Управление, установив, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, правомерно выдало комитету, являющему органом муниципальной власти, уполномоченным на распоряжение жилищным фондом муниципального образования, предписание о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия как собственнику жилых помещений в доме и как бывшему наймодателю, не исполнившему надлежащим образом обязанность по проведению капитального ремонта на дату первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме.

Ссылки в административном иске на ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации несостоятельны, так как соответствующая обязанность бывшего наймодателя возникла на основании ранее действовавшего законодательства и сохраняется как неисполненная.

Состав работ (капитальный ремонт и реставрация) отвечает понятию «сохранение объекта культурного наследия», закрепленному в ст. 40 Закона № 73-ФЗ. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, к числу которых относятся собственники либо иные законные владельцы объекта.

То обстоятельство, что охранное обязательство утверждено через два дня после вынесения предписания, не свидетельствует о незаконности предписания и не освобождает комитет от исполнения указанных в нем работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку согласно пункту 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договоров в отношении объекта культурного наследии не оформлены охранные документы, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Кроме того, предписание и охранное обязательство направлено правообладателям объекта культурного наследия одновременно, соответственно на момент получения предписания охранное обязательство уже было утверждено, и у комитета возникла обязанность по исполнению охранного обязательства и предписания.

Порядок выдачи предписания не нарушен. Оно выдано уполномоченным должностным лицом Управления в рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия в соответствии со ст.11 Закона N 73-ФЗ, Административным регламентом, на которые (мероприятия) нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяются, что соответствует правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 915-О.

На основании изложенного оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.К.Ваншейд

....

....

....

2а-4701/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
КЖКХ г.Барнаула
Ответчики
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края
Другие
Ермошкин Роман Сергеевич
Веселкина Ольга Александровна
Попов Андрей Валерьевич
Шутова Анна Сергеевна
Администрация г.Барнаула
Весёлкин Максим Алексеевич
Веселкин Никита Алексеевич
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Ваншейд Анна Константиновна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
13.07.2021Регистрация административного искового заявления
13.07.2021Передача материалов судье
15.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021Дело оформлено
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее