Решение по делу № 33-20065/2023 от 09.11.2023

УИД 61RS0008-01-2023-002949-85

Судья Батальщиков О.В. дело № 33-20065/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2023 г.         г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.

судей Пастушенко С.Н., Пискловой Ю.Н.

при секретаре Кравцовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2633/2023 по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, третье лицо: МКУ «УЖКХ Советского района г. Ростов-на-Дону» об обязании оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями санитарного законодательства по апелляционной жалобе администрации Советского района г. Ростова-на-Дону на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Доу от 06 октября 2023 г. Заслушав доклад судьи Зинкиной И.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, сославшись в его обоснование на то, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

По результатам проверки установлено, что в ходе осмотра прилегающей территории, вблизи мест накопления, складирования ТКО (контейнерная площадка) по адресному ориентиру: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (порядковый номер по реестру мест накопления ТКО г. Ростова-на-Дону № 176) установлено, что на контейнерной площадке отсутствует водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; при этом на контейнерной площадке установлено 7 контейнеров, однако ограждение с трех сторон предусмотрено только для 5 контейнеров.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района главе
администрации Советского района г. Ростова-на-Дону 28.04.2023 внесено представление, которое рассмотрено, однако меры по устранению нарушений не приняты.

Ссылаясь на то, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, истец, просил суд обязать администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм санпин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, потам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по адресному ориентиру: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (порядковый номер по реестру мест накопления ТКО г. Ростова-на-Дону № 176) на контейнерной площадке обустроить водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки для двух контейнеров.

Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Доу от 06 октября 2023 года исковые требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, 3 лицо МКУ «УЖКХ Советского района г. Ростов-на-Дону» об обязании оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями санитарного законодательства – удовлетворены.

Суд возложил на Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону обязанность обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм санпин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, потам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по адресному ориентиру: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (порядковый номер по реестру мест накопления ТКО г. Ростова-на-Дону № 176) на контейнерной площадке обустроить водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки для двух контейнеров в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе администрация Советского района г. Ростова-на-Дону считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, апеллянт указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Требования должны быть предъявлены к МКУ «УЖКХ советского района г. Ростова-на-Дону».

В остальной части доводы жалобы сводятся к отсутствию денежных средств для исполнения решения суда.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 42 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СанПиН 2.1.3684-21), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, оценив представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении ответчиком функций связанных с организацией и контролем за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, при организации контейнерной площадки по адресному ориентиру: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.

В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу п. 18 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.

Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее по тексту - Правила обустройства).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пункт 3 Правил обустройства предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В ходе осмотра прилегающей территории, вблизи мест накопления, складирования ТКО (контейнерная площадка) по адресному ориентиру:
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (порядковый номер по реестру мест накопления ТКО г. Ростова-на-Дону № 176) установлено, что на контейнерной площадке отсутствует водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; при этом на контейнерной площадке установлено 7 контейнеров, однако ограждение с трех сторон предусмотрено только для 5 контейнеров.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района главе администрации Советского района г. Ростова-на-Дону 28.04.2023 внесено представление, которое рассмотрено, однако меры по устранению нарушений не приняты.

Установлено, что денежные средства на указанные цели администрации района не выделялись.

Учитывая вышеприведенные нормы права, а также установленные обстоятельства, судебная коллеги приходит к выводу об обоснованном удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие ограждения и водонепроницаемого покрытия нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Советского района г. Ростова-на-Дону, на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.

Доводы жалобы о том, что администрация района надлежащим ответчиком по делу не является, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норма материального права.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.

В силу прямого указания, содержащегося в п.п.3 п. 3 статьи 3 раздела 3 Положения об администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, которое утверждено решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 № 72 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону», в компетенцию администрации Советского района г. Ростова-на-Дону входит, в частности, исполнение функций, связанных с организацией и контролем за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Изложенное не исключает возможность удовлетворения настоящего иска, предъявленного к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону с учетом предмета её ведения.

То обстоятельство, что непосредственно деятельность по содержанию мест ТКО относится к полномочиям МКУ «УЖКХ» Советского района
г. Ростова-на-Дону, которое получает для этого финансирование, заключает муниципальные контракты, являясь по ним заказчиком, не является основанием для освобождения администрации района от обязанности по осуществлению организации и контроля за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе работ по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков и приведению мест ТКО в соответствующее требованиям законодательства состояние.

Ссылки апеллянта на недостаточность финансирования не могут быть признаны судебной коллегией заслуживающим внимания, поскольку не отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для освобождения ответчика от исполнения гражданско-правового обязательства по выполнению возложенных на нее судебным постановлением мероприятий.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении закона, определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а сводятся к собственной оценке того, как должно быть разрешено дело, что основанием к отмене решения не является.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 октября 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Советского района г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-20065/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону
Другие
МКУ УЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
28.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023Передано в экспедицию
28.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее