Дело № 2-227/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 05 сентября 2018 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Плащенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в интересах неопределённого круга лиц к сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о возложении обязанности получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о возложении обязанности получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважины, расположенные по адресам: <адрес>
В обоснование требований истец указал, что согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, корреспондирующая норма содержится в ч. 3 ст. 18 ФЗ от 03.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени уполномоченный орган не выдал положительных СЭЗ на указанные источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, в связи с чем их эксплуатация осуществляется в отсутствии положительных санитарно-эпидемиологических заключений на условия водопользования, чем нарушаются права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Реализация прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Исходя из существа и цели законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на безопасную среду обитания, эксплуатация скважины без положительного СЭЗ на условия водопользования непосредственно посягает на права граждан и создает угрозу причинения вреда здоровью населения и риск распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай – начальник ТО в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах Кыймаштаев Ю.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица на стороне истца – Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай – и.о. министра Ялбаков А.В. не явился, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела без их участия, исковые требования поддерживают.
Ответчик сельская администрация Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай не явился, в предыдущем судебном заседании его представитель Бухтуева Е.В. исковые требования не признала в полном объеме, обратившись с ходатайством о замене ответчика и письменными возражениями, в которых указала, что полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального района. Скважины, расположенные по адресам: <адрес> находятся в муниципальной собственности администрации МО «Усть-Коксинский район». Согласно п. 4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Соглашением № о передаче вопросов местного значения организация в границах поселения водоснабжения населения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией МО «Усть-Коксинский район» и сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения, передано три объекта водоснабжения – это скважина <адрес>. Расчет на содержание и обслуживание скважин составляет 85 295 руб. Исковые требования о возложении обязанности получения санитарно-эпидемиологического заключения вынесено в адрес неуполномоченного лица, так как сельская администрация Усть-Коксинского сельского поселения не является лицом, ответственным за организацию в границах поселения водоснабжения населения, администрация МО «Усть-Коксинский район» может передать только часть своих полномочий по решению вопросов местного значения на определенный срок.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Иркитова Ю.В. по исковым требованиям возражений не имела.
Не согласившись с возражениями ответчика, истец Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай направило в суд возражения о замене ответчика сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения на администрацию МО «Усть-Коксинский район», указав, что порядок выдачи СЭЗ регламентирован приказам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 2224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок». Получению СЭС предшествует санитарно-эпидемиологическая экспертиза, которая включает экспертизу документов, проведение исследований и обследование объекта (п.п. 9, 13 Приложения № 1 Приказа). Возможность переоформления СЭЗ допускается в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, осуществляющего деятельность по оказанию работ (п. 10). В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится (абз. 5 п. 10 Приложения № 2). Таким образом, перечень оснований для переоформления СЭЗ указанный в данном пункте является закрытым. Заявление на получение СЭЗ подлежит подачи только тем лицом, которое на момент судебного разбирательства эксплуатирует скважины на законных основаниях, на данный момент эксплуатирующей организацией является сельская администрация Усть-Коксинского сельского поселения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай вправе обращаться в суд об обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу п.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 8 указанного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На основании ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории (п. 1.2). Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования (п.1.3). Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования (п.1.4). Место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др. При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора (п.2.5). Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения не должны устраиваться на участках, затапливаемых паводковыми водами, в заболоченных местах, а также местах, подвергаемых оползным и другим видам деформации, а также ближе 30 метров от магистралей с интенсивным движением транспорта (п.2.6). Вокруг любого источника нецентрализованного водоснабжения устанавливается ограждение (п.3.3.4, п. 3.5.4).
Согласно п. 8.4 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление в рамках возложенных полномочий выдает санитарно-эпидемиологиеские заключения, предусмотренные санитарным законодательством.
В судебном заседании установлено, что вышеперечисленные нормы санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком не соблюдаются, положительные санитарно-эпидемиологические заключения использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважины, расположенные по адресам: <адрес>, не получены.
Собственником указанных скважин является администрация МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесены к полномочиям муниципальных районов.
Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией МО «Усть-Коксинский район» (ссудодателем) и сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения (ссудополучателем), скважины, расположенные по адресу: <адрес> были переданы в безвозмездное пользование Усть-Коксинскому сельскому поселению, срок пользования имуществом – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.п. 6.1 п. 6 договора по окончании срока действия договор пролонгируется каждый раз на аналогичный период на тех же условиях. Пролонгация возможна неограниченное количество раз. На основании п. 3.3.3 договора ссудополучатель обязан нести все расходы на содержание имущества и поддерживать имущество в исправном состоянии, производить своевременно за свой счет ремонт имущества, обеспечивать сохранность имущества.
Также ДД.ММ.ГГГГ между указанными администрациями заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения – организации в границах сельского поселения водоснабжения населения на срок до ДД.ММ.ГГГГ, для решения данных вопросов муниципальный район перечисляет финансовые средства сельскому поселению в виде межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения. В связи с чем доводы ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд считает необоснованными.
Сельская администрация Усть-Коксинского сельского поселения как эксплуатирующая скважины организация обязана выполнить требования законодательства о необходимости получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения использования водного объекта, потому исковые требования являются законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его достаточным для устранения вышеуказанных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.