Дело (УИД) № 29RS0026-01-2021-000706-32
Производство № 12-49/2021
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2021 года село Холмогоры
Судья Холмогорского районного суда Архангельской области Куликова А.Б., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на постановление главного государственного санитарного врача по городу Новодвинску, Холмогорскому и Виноградовскому районам, начальника Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 22 апреля 2021 года,
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по городу Новодвинску, Холмогорскому и Виноградовскому районам, начальника Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области (далее государственный санитарный врач) от 22 апреля 2021 года администрация муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Исполняющий обязанности главы администрация МО «Холмогорский муниципальный район» Дианов В.В. в своей жалобе просит отменить постановление, мотивируя свое требование отсутствием состава административного правонарушения, поскольку считает, что вода в водопроводе в д.Рембуево является технической, а не питьевой. Кроме этого, обращает внимание, что питьевой режим в д.Рембуево обеспечивается закупкой питьевой воды.
При рассмотрении жалобы в районном суде защитник юридического лица Сидорова О.В. доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала, пояснив, что дер. Рембуево администрацией питьевой водой не обеспечена, в связи с чем отсутствовали правовые основания применять к рассматриваемым правоотношениям санитарные нормы и правила, утверждённые Главным санитарным врачом.
Выслушав объяснения защитника юридического лица, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения постановления по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вопросы организации водоснабжения на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Из обжалуемого постановления следует, что 12 февраля 2021 года в 12 часов 00 минут установлено, что администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» при организации питьевого водоснабжения населения дер. Рембуево Холмогорского района Архангельской области (военный городок № 74) из централизованной системы питьевого водоснабжения (при отсутствии заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора водоснабжения населения дер. Рембуево и не установленном тарифе на поставляемую населению дер. Рембуево водопроводную воду централизованного водоснабжения) не соблюдаются требования к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: согласно экспертному заключению № 02-1/86-2021 от 12.02.2021 г. по делу об административном правонарушении филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Новодвинске и Холмогорском районе» и протоколам лабораторных исследований № 16, № 17 от 09.02.2021 г. пробы воды водопроводной (холодной) централизованного водоснабжения из распределительной сети системы централизованного водоснабжения в дер. Рембуево Холмогорского района Архангельской области (военный городок № 74), отобранные 04.02.2021 г. в 15 час. 25 мин. из наружного водопроводного крана у дома № 2 и 04.02.2021 г. в 15 час. 35 мин. из наружного водопроводного крана у здания ГБУ АО «Рембуевский детский дом», не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям по исследованным показателям: цветность (200±20 градусов и 180±18 градусов, при нормативе - не более 20 градусов), мутность (3,6±0,7 ЕМФ и 3,4±0,7 ЕМФ, при нормативе - не более 2,6 ЕМФ); железо общее (2,4±0,6 мг/л и 2,3±0,6 мг/л, при нормативе - не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (27,0±8,1 мг/л и 29,0±8,7 мг/л, при нормативе - не более 5,0 мг/л), что является нарушением п.75 СанПиН 2.13684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», позиций 3 и 5 табл. 3.1, позиции 4 табл. 3.3, позиции 556 табл. 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В силу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», позиций 3 и 5 табл. 3.1, позиции 4 табл. 3.3, позиции 556 табл. 3.13 раздела III пробы воды водопроводной (холодной) централизованного водоснабжения из распределительной сети системы централизованного водоснабжения в дер. Рембуево Холмогорского района Архангельской области (военный городок № 74), отобранные 04.02.2021 г. в 15 час. 25 мин. из наружного водопроводного крана у дома № 2 и 04.02.2021 г. в 15 час. 35 мин. из наружного водопроводного крана у здания ГБУ АО «Рембуевский детский дом», не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям по исследованным показателям: цветность (200±20 градусов и 180±18 градусов, при нормативе - не более 20 градусов), мутность (3,6±0,7 ЕМФ и 3,4±0,7 ЕМФ, при нормативе - не более 2,6 ЕМФ); железо общее (2,4±0,6 мг/л и 2,3±0,6 мг/л, при нормативе - не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (27,0±8,1 мг/л и 29,0±8,7 мг/л, при нормативе - не более 5,0 мг/л).
Согласно экспертному заключению № 02-1/86-2021 от 12.02.2021 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Новодвинске и Холмогорском районе» и протоколам лабораторных исследований № 16, № 17 от 09.02.2021, пробы воды водопроводной (холодной) централизованного водоснабжения из распределительной сети системы централизованного водоснабжения в дер. Рембуево Холмогорского района Архангельской области (военный городок № 74), отобранные 04.02.2021 г. в 15 час. 25 мин. из наружного водопроводного крана у дома № 2 и 04.02.2021 г. в 15 час. 35 мин. т наружного водопроводного крана у здания ГБУ АО «Рембуевский детский дом», не соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям по исследованным показателям: цветность (200±20 градусов и 180± 18 градусов, при. нормативе - не более 20 градусов), мутность (3,6±0,7 ЕМФ и 3,4±0,7 ЕМФ, при нормативе - не более 2,6 ЕМФ, железо общее (2,4±0,6 мг/л и 2,3±0,6 мг/л, при нормативе - не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (27,0±8,1 мг/л и 29,0±8,7 мг/л, при нормативе - не более 5,0 мг/л).
Факт нарушения администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и выводы государственного санитарного врача о совершении администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» указанного административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу и приведенных в оспариваемом постановлении доказательств, оснований для повторного приведения которых в настоящем судебном решении не имеется.
С учетом изложенного должностное лицо обоснованно пришло к выводу, что собранными по делу доказательствами в их совокупности вина администрации МО «Холмогорский муниципальный район» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, доказана.
Доказательства получены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении, и оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В своей жалобе администрация МО «Холмогорский муниципальный район» не оспаривает факт несоответствия воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Наличие договора со сторонней организацией на поставку питьевой воды, не освобождало администрацию МО «Холмогорский муниципальный район» от исполнения обязанности по обеспечению населения д.Рембуево водой надлежащего качества из системы холодного водоснабжения.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды, подаваемой системой водоснабжения, не имеется.
Довод жалобы о том, что вода является технической, нахожу несостоятельным, данный довод не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
В силу положений п.2 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.
Согласно п. 2 приведенных Правил, к коммунальным ресурсам относится, в том числе и холодная вода.
Подпунктом «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 раздела I «Холодное водоснабжение» приложения № 1 к Правилам №354 при предоставлении коммунальной услуги «холодное водоснабжение» должно обеспечиваться постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства о техническом регулировании.
Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации не допускается. Таким образом, техническая вода не может подаваться для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.
Ссылки в жалобе на то, что Агентством по тарифам и ценам Архангельской области утверждены тарифы на техническую воду, к обстоятельствам, исключающим производство по данному делу об административном правонарушении, не относятся, поскольку такие тарифы устанавливались по предложению регулируемой организации.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о малозначительности совершенного администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» административного правонарушения, по данному делу об административном правонарушении не имеется.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, государственным санитарным врачом не нарушен.
Административное наказание назначено администрации МО «Холмогорский муниципальный район» правильно, в пределах санкции ст.6.5 КоАП РФ и с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ.
Нарушений норм материального либо процессуального права государственным санитарным врачом не допущено и правовых оснований, влекущих отмену или изменение постановления, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по городу Новодвинску, Холмогорскому и Виноградовскому районам, начальника Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 22 апреля 2021 года в отношении администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» оставить без изменения, а жалобу администрации МО «Холмогорский муниципальный район» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Б. Куликова