УИД 51RS0007-01-2023-000443-49 изготовлено 12 апреля 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 апреля 2023 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.,
при помощнике судьи Ватуля Е.Н.,
с участием представителя заявителя Пучковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Прокурор г. Апатиты в защиту интересов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. В обоснование требований указано, что по результатам проведения анализа состояния бесхозяйных объектов на территории г. Апатиты Мурманской области, подлежащих принятию в муниципальную собственность, установлен объект недвижимого имущества – съезд с автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> кадастровый <№> протяженностью 50 метров, расположенный по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Апатиты № 878 от 29 октября 2021 г. указанный объект признан бесхозяйным и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Данный объект не учитывается в реестрах государственного и федерального имущества, регистрация права собственности на него не производилась, при этом, в ЕГРН внесены сведения о принятии объекта на учет как бесхозяйного. Указывает, что Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Апатиты (далее – КУИ Администрации г. Апатиты) меры о принятии объекта в муниципальную собственность не реализованы, тогда как отсутствие оформления права собственности на съезд автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку собственник участка дороги не определен. Просит суд признать право собственности муниципального образования муниципального округа г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – съезд с автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>, кадастровый <№>, протяженностью 50 метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Апатиты, КУИ Администрации г. Апатиты, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в свое отсутствие, согласно представленным отзывам против удовлетворения требований не возражают.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Мурманской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, согласно представленному отзыву, в реестре федерального имущества спорный объект недвижимости не учитывается, в связи с чем управление не нарушает права и законных интересов истца.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений пунктов 1 и 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги, понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 6 названного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и нормативных документов.
Исходя из положений пункта 9 статьи 5 указанного Федерального закона, следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются гражданским законодательством.
Защита гражданских прав осуществляется путем признания права (статья 12 Гражданского кодекса российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, действующее гражданское законодательство предусматривает возможность возникновения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, то есть имущество, которое не имеет собственника, или от которого собственник отказался, или на которое собственник утратил право собственности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пунктов 9 и 11 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона от 13.07.2005 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно абзацу 1 части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в суд с соответствующим заявлением вправе обратиться прокурор.
В силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятого Апатитским городским Советом от 23.06.2005, на Администрацию города в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории возложены функции по организации в границах города Апатиты водоснабжения населения и водоотведения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом города Апатиты.
Судом установлено, что на территории муниципального образования г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области имеется сооружение дорожного транспорта, являющееся съездом с автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>, протяженностью 50 м, расположенным по адресу: <адрес> кадастровый <№>, на которое право собственности в установленном законом порядке не оформлено, что подтверждается выпиской из ЕГРН. О выявлении указанного объекта составлен акт от 4 декабря 2020 г. № 54.
Указанный объект недвижимости не учитывается в реестрах государственного и федерального имущества Мурманской области, а также в реестре муниципальной собственности.
29 октября 2021 г. участок дороги по указанному адресу на основании постановления Администрации г. Апатиты № 878 признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (с учетом постановления Администрации г. Апатиты № 243 от 10 февраля 2023 г.).
Съезд с автомобильной дороги по указанному адресу (кадастровый <№>) 13 августа 2021 г. поставлен на учет в Росреестре как бесхозяйный объект недвижимости, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись за <№>У.
В настоящее время прошло более одного года со дня постановки на учет данной бесхозяйной недвижимой вещи – сооружения дорожного транспорта съезда автомобильной дороги, расположенного по адресу: <адрес>
Права собственности на указанный объект не заявлены и не зарегистрированы.
КУИ Администрации г. Апатиты, уполномоченным на осуществление функций по обращению в суд с исками о признании права муниципальной собственности на основании пункта 3.1.3 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 28.04.2015 №101, меры о признании права муниципальной собственности на указанный выше объект до настоящего времени не реализованы.
Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд считает установленным, что собственник указанного в заявлении прокурора недвижимого имущества, неизвестен, при том, что на протяжении более одного года с момента постановки в установленном законом порядке вышеуказанного объекта на учет в качестве бесхозяйного, какие-либо лица о своих правах на эти объекты не заявили.
Обращение прокурора в суд с настоящим заявлением не противоречит нормам действующего законодательства, обусловлено необходимостью создания условий для надлежащего технического обслуживания и содержания бесхозяйного объекта, а также функционирования объектов жилищно-коммунального комплекса на территории муниципального образования, контролем за сооружением с целью предотвращения возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Отсутствие надлежащим образом зарегистрированного права собственности на автомобильную дорогу, предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, создает для муниципального образования не только сложности в ее техническом обслуживании при эксплуатации, но и предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, а также служит препятствием к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние.
При таком положении, учитывая, что оборотоспособность объекта, указанного в заявлении прокурора, законом не запрещена и не ограничена, а поэтому его нахождение в муниципальной собственности не противоречит требованиям действующего законодательства, приобретение права муниципальным образованием город Апатиты с подведомственной территорией муниципальной собственности на этот объект направлено на решение вопросов местного значения, принимая во внимание соблюдение установленного порядка признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем считает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 262-263, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора города Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования муниципального округа город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – съезд с автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>, кадастровый <№>, протяженностью 50 метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда по вступлении его в законную силу является основанием для регистрации права собственности за муниципальным образованием муниципального округа город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – съезд с автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>, кадастровый <№>, протяженностью 50 метров, расположенный по адресу: <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова