Председательствующий: Ларина Е.А. Дело № 33-2438/2021
№ 2-27/2021
55RS0026-01-2020-002783-22
г. Омск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Щукина А.Г.
судей Ивановой Л.В., Григорец Т.К.
при секретаре А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 апреля 2021 года
гражданское дело по апелляционной жалобе истца СОЯ на решение Омского районного суда Омской области от <...> по исковому заявлению СОЯ к акционерному обществу «Омскоблводопровод» о защите прав потребителя, которым постановлено:
«уточненные исковые требования СОЯ к акционерному обществу «Омскоблводопровод» о признании акта о выявленных нарушениях водопотребления от <...> недействительным в части, об обязании произвести перерасчет, признании недействительным соглашения от <...>, взыскании денежных средств в размере 118 077,96 рублей оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Ивановой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
СОЯ обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование исковых требований указала, что она является абонентом АО «Омскоблводопровод», <...> в связи с тяжелым материальным положением осуществила несанкционированное подключение к системе водопровода для полива огорода, при этом для нужд домовладения потребляемая вода продолжала учитываться по прибору учета. Осуществлять данное подключение ранее этой даты не имело смысла, поскольку в холодное время года огород не высаживается. <...> АО «Омскоблводопровод» выявлен факт самовольного подключения, составлен акт о выявленных нарушениях водопотребления без указания даты осуществления несанкционированных действий. При составлении акта сообщила сотрудникам АО «Омскоблводопровод» о дате несанкционированного подключения, но данный факт был проигнорирован. При выявленных нарушениях произведен расчет платы за последние три месяца и составил 148067 руб. 17 коп. В силу неграмотности истец оплатила указанную задолженность, однако в составленном АО «Омскоблводопровод» акте в графе «подключение произведено» должна быть указана дата несанкционированного подключения – <...>. Соответственно, со стороны ответчика допущены нарушения при оформлении акта. С учетом даты несанкционированного подключения расчет платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях должен выглядеть следующим образом: с <...> по <...>, что составляет 29989 руб. 75 коп. Считает, что составленный ответчиком расчет платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях не соответствует требованиям пункта 62 постановления Правительства РФ от <...> № <...>.
<...> истец уплатила ответчику 30 000 руб., после чего подписала соглашение о погашении задолженности в размере 18067 руб. 17 коп., исполнив взятые на себя обязательства.
Просила признать заключенное соглашение о погашении задолженности по оплате услуги водоснабжения от <...> недействительной сделкой, взыскать денежные средства в размере 148067 руб. 17 коп.
Впоследствии уточнила иск, просила признать акт АО «Омскоблводопровод» о выявленных нарушениях водопотребления от <...> недействительным в части отсутствия в графе «подключения произведено» даты несанкционированного подключения – <...>; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях, установив размер платы истца за потребленную воду при выявленных нарушениях в размере 29 989 руб. 75 коп.; признать заключенное соглашение о погашении задолженности по оплате услуги водоснабжения от <...> недействительной сделкой; взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 118077 руб. 96 коп.
Истец СОЯ в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежаще, просила рассматривать дело в ее отсутствие. Поясняла, что является собственником ? доли в праве собственности на жилой дом. Собственником второй доли является ее сын САВ. Они являются потребителями водных ресурсов, оплачивали их в срок. <...> для поливки огорода она самовольно подключилась к водопроводу. В дом вода шла через счетчик. В июле 2020 года выявлен факт несанкционированного подключения, но в акте дату несанкционированного подключения не указали и начислили задолженность за 3 последних месяца. Сначала она просила произвести подключение соседа по имени Николай, который живет на соседней улице. Фактически подключение произвел ее сын <...>. 20 июля она пришла в АО «Омскоблводопровод» и ей сообщили, что задолженность посчитали за 3 месяца и сказали, что если сейчас не заплатит, то будет платить за воду в размере 40 кубов в месяц. Когда выявили врезку, акт она подписала и ей сказали, что на нее будет наложен штраф, ей предложили заключить соглашение, пояснили, что ей все равно придется платить, поэтому в день заключения соглашения она заплатила 30 000 руб., ей угрожали тем, что отключат воду, она боялась порчи урожая.
Представитель истца СОЯ - ВЕЛ, действующий на основании ордера, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что размер платы за период несанкционированного потребления при указанных выше обстоятельствах за один день июня 2020 года должен составлять 1617,50 руб. (18,312 куб.м, х 1 день = 18,312 х 88,33). Размер платы за период несанкционированного потребления при указанных выше обстоятельствах за семнадцать дней июля 2020 года должен составлять 28372,25 руб. (18,312 куб.м, х 17 дней = 311,304 х 91,14). Итого размер платы за период несанкционированного потребления составил 29989,75 рублей (1617,50+28372,25). Таким образом, составленный ответчиком расчет платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях не соответствует требованиям п.62 Постановления Правительства РФ от <...> № <...> (ред. от <...>).
Представитель ответчика АО «Омскоблводопровод» по доверенности ГИА в судебном заседании возражал против заявленных требований. Указал, что из акта о выявленных нарушениях водопотребления от <...>, составленного АО «Омскоблводопровод», следует, что при проведении обследования, объектов водопотребления, у истца обнаружена несанкционированная врезка водопроводной сети в существующую водопроводную линию до прибора учета по адресу: <...>. Сам факт несанкционированного подключения оборудования к водопроводной сети является основанием для доначисления платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. АО «Омскоблводопровод» произвело доначисление платы в размере 148 067 руб. 17 коп. <...> СОЯ вручен расчет доначисления. Истец внесла часть оплаты в размере 30 000 руб. После оплаты истец написала заявление о предоставлении рассрочки/отсрочки на сумму доначисления в размере 118 067 руб. 17 коп. На основании ее заявления АО «Омскоблводопровод» заключило с СОЯ соглашение о погашении задолженности до <...>, равными платежами в сумме 6 559,29 руб. ежемесячно, начиная с <...>. АО «Омскоблводопровод» исполнило свои обязательства.
Третье лицо САВ в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец СОЯ просила решение суда отменить, считая его незаконным. Не соглашается с выводом суда, что ответчик не должен определять дату несанкционированного подключения. Ссылаясь на абзац 3 п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственником и пользователям помещения в многоквартирном доме и жилом доме», в акте о выявлении несанкционированного подключения, кроме самого факта несанкционированного подключения указывается либо дата несанкционированного подключения либо обстоятельство невозможности ее установления, так как расчет платы за несанкционированное подключение производится на основании акта иным лицом. Представленные в судебном заседании СОЯ в качестве доказательств объяснения о дате несанкционированного подключения в установленном законом порядке другими доказательствами со стороны ответчика не опровергнуты.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ВЕЛ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель АО «Омскоблводопровод» ГИГ полагал решение суда законным и обоснованным, указал на то, что истцом сам факт несанкционированного подключения не оспаривается, законодатель не возлагает на ответчика обязанности по доказыванию установления даты несанкционированного подключения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что СОЯ является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <...>
Поставщиком услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Омского района Омской области является АО «Омскоблводопровод».
Согласно акту о выявленных нарушениях водопотребления от <...> сотрудниками АО «Омскоблводопровод» в присутствии потребителя СОЯ выявлено подключение оборудования жилого дома к инженерным системам водоснабжения, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения, самовольное пользование централизованными системами водоснабжения в жилом помещении по адресу: <...>.
Данный акт от <...> подписан сотрудниками АО «Омскоблводопровод» - ИСА, ВАС, а также СОЯ Со стороны СОЯ акт подписан в отсутствие замечаний и претензий.
Истец в суде первой инстанции факт несанкционированного подключения к системе центрального водоснабжения не отрицала, однако утверждала, что дата подключения <...>, которая сообщалась сотрудникам АО «Омскоблводопровод». Вместе с тем, сотрудники АО «Омскоблводопровод» не указали дату несанкционированного подключения, в связи с чем, ей необоснованно произведен перерасчет платы за 3 месяца, предшествующие проверке. Полагает, что расчет платы необходимо исчислять с <...> по <...>.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 421, 544, 547 ГК РФ, ФЗ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установив факт самовольного подключения к системе центрального водоснабжения, проверив расчет АО «Омсколводопровод» о сумме задолженности истца в размере 148067 руб. 17 коп. и, признав его арифметически верным и произведенным в соответствии с требованиями действующего законодательства, признав обоснованным акт о выявлении несанкционированного подключения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы об обязанности ответчика определить в акте о выявленном несанкционированном подключении сам факт несанкционированного подключения либо указать дату несанкционированного подключения, либо обстоятельство невозможности ее установления, поскольку от этого зависит расчет платы, судебная коллегия отклоняет ввиду неверного толкования норм Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственником и пользователям помещения в многоквартирном доме и жилом доме».
Согласно ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» коммерческий учет воды и сточных вод (далее также - коммерческий учет) - определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее - приборы учета) или расчетным способом.
Из положений ч. 10 ст. 20 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в случае неисправности прибора учета.
Согласно пункту 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства в числе прочего, имеет право: осуществлять контроль за наличием фактов самовольною пользования и (или) самовольною подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах утверждены постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 34 Правил № 354 оснащение жилого помещения индивидуальными приборами учета является обязанностью абонента.
В соответствии с пп. «г» п. 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.
В силу подпункта «е» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В соответствии с пунктом 62 Правил № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).
Требования статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Абзац третий статьи 62 Правил N 354 соответствует законодательству Российской Федерации и направлен на стимулирование потребителей коммунальных услуг воздерживаться от несанкционированного подключения и устанавливать приборы учета, используемые при расчетах за коммунальные услуги.
Несанкционированное подключение влечет не только фактические потери ресурсоснабжающей организации в виде неоплаченного потребленного объема коммунального ресурса, но и иные негативные последствия, в том числе для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, а также абонентов, подключенных к централизованной системе ресурсоснабжения. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 июля 2019 г. N 2020-О, пункт 62 Правил N 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путем предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей.
Оценив представленные в ходе судебного разбирательства доказательства и установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о расчете, произведенном АО «Омскоблводопровод», который произведен исходя из представленных документов, не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию исковых требований, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами ст. 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом для отмены судебного решения.
При проверке решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено нарушений норм гражданского процесса, которые могли бы повлечь отмену правильного по существу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: