Дело №2-2951/2024 КОПИЯ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2024 года г.Новосибирск
Калининский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Белоцерковской Л.В.
При секретаре Муштаковой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малыгина Анатолия Григорьевича к Территориальному отделу «Новосибирский» Филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
В суд с иском обратился Малыгин А.Г. к Территориальному отделу «Новосибирский» Филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности в порядке приватизации, в котором просил признать за Малыгиным А.Г. право собственности в порядке приватизации на <адрес>.
В обоснование иска истец Малыгин А.Г. указал, что <адрес> была предоставлена истцу на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ для временного проживания на условиях договора найма служебного помещения на время работы по трудовому договору с войсковой частью 40851, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в квартире проживают Мылыгин А.Г. и Малыгина М.С. (супруга). Согласно записям в трудовой книжке Малыгин А.Г. был переведен водителем 1 класса в войсковую часть 40851 с 01 июля 1980 года и уволен по собственному желанию 29 декабря 2000 года. На момент увольнения истец являлся пенсионером по старости, другими помещениями обеспечен не был, состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Закрытый военный городок Пашино -1 на основании распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года №1779-р исключен из перечня закрытых, Приказом заместителя Министра обороны РФ от 11 марта 2020 года №260 указанное жилое помещение включено в число служебных. Таким образом, до указанного времени статус служебного не присваивался. До вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ 28 февраля 2005 года между Домоуправлением №1 войсковой части 40851 в лице начальника ДУ №1 и Малыгиным А.Г. заключен договор социального найма в домах федерального жилищного фонда МО РФ, в соответствии с которым наймодатель предоставил нанимателю и членам его семьи во владение и пользование изолированное жилое помещение – квартиру, относящуюся к федеральной собственности по адресу: г.Новосибирск, ул. Солидарности, д.86. квартира 1. В момент прекращения трудовых отношений Малыгин А.Г. не мог быть выселен из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на основании ст.108 ЖК РСФСР.
Определением Калининского районного суда г.Новосибирска от 16 июля 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельнее требования относительно предмета спора Малыгина М.С.
В судебное заседание истец Малыгин А.Г. не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела
В судебном заседании представитель истца Малыгина А.Г. – Камбалина Ю.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года (л.д.26) заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала аналогичные пояснения.
Представители ответчиков – Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс», Территориального отдела «Новосибирский» Филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела, ранее представитель ФГАУ «Росжилкомплекс» направил возражения (л.д.66-70, 94-102).
Третье лицо – Малыгина М.С. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу:
До введения в действие в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления жилых помещений был регламентирован Гражданским кодексом РСФСР, утвержденным ВС РСФСР 11 июня 1964 года.
Частью 2 статьи 297 ГК РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс РСФСР прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 Вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.
В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.
Согласно п. 30 Приказа Министра обороны СССР от 22 апреля 1965 года №100 «О введении в действия Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения. Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР. Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: - военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; - обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; - военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.
Право на получение от Министерства обороны СССР жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи имеют: - рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, учреждениях, предприятиях и организациях Министерства обороны СССР. Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, учреждениях и организациях Министерства обороны СССР, размещенных в городах и поселках городского типа, обеспечиваются жилой площадью исполкомами городских и поселковых Советов депутатов трудящихся на общих основаниях (п.100).
Рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, связанным по роду своей службы с эксплуатацией и содержанием служебных зданий и жилых домов (коменданты, управляющие домами, дворники, уборщицы, лифтеры, истопники, слесари, кочегары, электромонтеры и т.д.) предоставляется служебная жилая площадь на период их работы в данном домоуправлении или воинской части, в ведении которых находится жилой или служебный фонд. Порядок предоставления и условия использования служебной жилой площади определяются законодательством союзной республики, на территории которой находится эта площадь (п.104).
Служебная жилая площадь в случае утраты проживающими на ней лицами трудовой связи с воинской частью или домоуправлением освобождается в порядке, установленном законодательством союзных республик.
Выдача ордеров на получение жилой площади в соответствии с утвержденными начальником гарнизона (старшим морским начальником) решениями жилищных комиссий воинских частей производится начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) и МИС военно-морских баз (пунктов базирования) (п.109).
Жилая площадь, выделенная для рабочих и служащих воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР, а также жилая площадь, построенная для рабочих и служащих за счет средств хозрасчетных предприятий и организаций, распределяется по совместным решениям командования и профсоюзного комитета, которые служат основанием для выдачи ордеров (п.110).
Заселение квартир (комнат) производится по именным ордерам, а служебной жилой площади - по удостоверениям. Выдача ордеров на жилую площадь, находящуюся в домах Министерства обороны СССР и в домах, отведенных Министерству обороны СССР, производится начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) или соответственно начальниками МИС военно-морских баз (пунктов базирования) по утвержденным начальниками гарнизонов (старшими морскими начальниками) спискам, составленным в строгом соответствии с решениями гарнизонных жилищных комиссий и жилищных комиссий воинских частей (п.111).
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому в целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии согласно Положению о жилищных комиссиях (приложение N 1 к настоящему Положению) (пункт 19).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
В судебном заседании установлено, что согласно Перечню имеющих жилищный фонд ЗВГ ВС РФ и органов ФСБ, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, военный городок Пашино-1 <адрес> был отнесен к закрытым военным городкам, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р» военный городок Пашино – 1 <адрес>, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, жилой военный городок войсковой части 34148 был закрытым военным городском Министерства обороны РФ с 1964 года до 2011 года и имел систему пропусков, что следует из приказа Командующего войсками Краснознаменного Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Федеральное недвижимое имущество согласно акту закрепления было закреплено за ФГ КЭУ «57 ЭТК» на праве оперативного управления, в том числе и жилой <адрес> на основании распоряжением ТУ ФАУФИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1159-р "О закреплении федерального имущества за войсковой частью 62682 (57ЭТК)., акта закрепления государственного имущества за государственным учреждением «Войсковая часть 62682 (57 ЭТК)» на праве оперативного управления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № право оперативного управления недвижимым имуществом ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) РВСН прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФГКУ «СТУИО» МО РФ приняло, а ФГ КЭУ «57 ЭТК» передало имущество, а также все права и обязанности в отношении имущества, указанного в перечне.
Приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № право оперативного управления недвижимым имуществом закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом директора Департамента военного имущества Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право оперативного управления ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны Российской Федерации недвижимым имуществом и недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и <адрес> (л.д.86-89).
ДД.ММ.ГГГГ был составлен передаточный акт № о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.82-85, 125-132), по которому спорная квартира передана в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д.79-80) <адрес> находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно решения исполнительного комитета Заельцовского районного Совета депутатов трудящихся г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении служебной жилой площади» <адрес> включена в число служебных жилых помещений (л.д. 157,159).
Таким образом, юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими); нахождение помещения вблизи войсковой части, в закрытом военном городке; включение помещения в число служебных соответствующим органом, соблюдены и спорная <адрес>.86 по <адрес> является служебным жилым помещением.
В силу п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» При применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее:
а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92–98 ЖК РФ.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;
Кроме того, как следует из п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 декабря 1984 года №5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» (данное Постановление Пленума утратило силу в связи с Постановлением Пленума ВС РФ №15 от 26 апреля 2007 года «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Пленума ВС РФ») … помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда … считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.
Истец Малыгин А.Г. ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в войсковую часть 40851 на должность слесаря-ремонтника, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность шофера, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ Малыгин А.Г. был вновь принят на работу в войсковую часть 40851 на должность слесаря по ремонту машин, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (л.д.15-21).
Из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 34148 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что комиссия приняла решение об улучшении жилищных условии, в том числе Малыгина А.Г. (л.д.51-54).
01 декабря 1980 года Малыгину А.Г. был выдан ордер № на право занятия с семьей : жена- Малыгина М.С., сын – Малыгин С.А., сын – Малыгин В.А., мать жены – Никитина А.К., <адрес>, при этом на ордере выданном войсковой частью 40851 имеется отметка «Служебный» (л.д.50,9).
Как следует из выписки из домовой книги (л.д.21) в <адрес> зарегистрированы по месту жительства Малыгин А.Г., Малыгина М.С.
В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшей до 01 марта 2005 года, составление договора найма служебного жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Кроме того, то обстоятельство, что с истцом при вселении не был заключен договор найма служебного жилого помещения, по мнению суда не заслуживают внимания, так как с истцом не был заключен и договор социального найма (договор найма) в силу ст.ст.50-51 ЖК РСФСР.
Судом установлено, что получив 01 декабря 1980 года ордер с отметкой «Служебный» и проживая с указанного времени в служебном жилом помещении, истец должен был знать о статусе спорной квартиры с момента ее предоставления.
Кроме того, судом установлено, что Малыгин А.Г. на момент предоставления ему спорного жилого помещения являлся служащим Советской Армии, жилое помещение было расположено на территории закрытого военного городка, следовательно, имел право на предоставление служебного жилого помещения на период работы в данной воинской части.
Суд отмечает и то обстоятельство, что решение о включении <адрес> было принято ДД.ММ.ГГГГ, а ордер, дающий право на вселение в спорное жилое помещение, был выдан истцу Малыгину А.Г. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем решение исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес> не может носить формальный характер.
То обстоятельство, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а включено в число служебных лишь ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, не свидетельствует о его предоставлении на основании договора найма, так как каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к числу служебных, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования ими на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как следует из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Согласно приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» (л.д.71-77, 104-117) <адрес> включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
По мнению суда, исключение жилого помещения из числа служебных в силу изложенных выше норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло свое подтверждение и в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В судебном заседании не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что истец обращался к собственнику или уполномоченному им лицу, с заявлениями по вопросу исключения из специализированного жилищного фонда спорной квартиры, а также и с заявлениями о предоставлении в собственность в порядке приватизации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
Суд отмечает то обстоятельство, что полномочия по управлению закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации жилищным фондом, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны Российской Федерации (Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082); решения о включении жилого помещения из числа жилищного фонда Российской Федерации, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, в специализированный жилищных фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда соответственно, должны приниматься должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации.
Квартира 1 <адрес> включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, согласия собственника либо управомоченного лица на исключение из специализированного жилищного фонда, занимаемого истцом жилого помещения, не имеется, оснований для признания судом того обстоятельства, что спорная квартира утратила статус служебной и признания права пользования за истцом на условиях договора социального найма не имеется.
У суда отсутствуют правовые основания для изменения статуса жилого помещения, так как жилищным законодательством предусмотрено, что это является правомочием жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.
Ссылки истца о том, что он является пенсионером (л.д.19-20), инвалидом № (л.д.24-25), не имеет в собственности иных жилых помещений (л.д.23), и на момент прекращения трудовых отношений в силу ст.108 ЖК РСФСР не мог быть выселен без предоставления другого жилого помещения, по мнению суда не являются основанием для передачи Малыгину А.Г. спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации по вышеизложенным обстоятельствам.
В соответствии со ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
То обстоятельство, что в настоящее время, в связи с закреплением федерального имущества, в том числе и <адрес> за ответчиком – ФГАУ «Росжилкомплекс» на праве оперативного управления не свидетельствует об утрате статуса служебного жилого помещения, так как указанной выше нормой права предусмотрено лишь прекращение договора найма специализированного жилого помещения между наймодателем и нанимателем, а не исключение такого жилого помещения из числа служебных.
Также в случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения без исключения жилого помещения из числа служебного жилого помещения, по мнению суда, оно не может быть предоставлено по договору социального найма, так как в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов), специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов) (ст.19 ЖК РФ), при этом суд отмечает и то обстоятельство, что как ст.33 ЖК РСФСР, так и ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.
В судебном заседании в силу ст.56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому обстоятельству, что Малыгину А.Г. спорное жилое помещение было предоставлено на условиях договора социального найма, о том, что истец состоял или состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и имел право на момент предоставления спорного жилого помещения на получение жилого помещения на условиях социального найма, а сам факт длительного проживания в квартире не изменяет статус жилого помещения.
В соответствии со ст.ст.2,4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Квартира <адрес> включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, согласия собственника либо управомоченного лица на исключение из специализированного жилищного фонда, занимаемого истцом жилого помещения, не имеется, оснований для признания права собственности за истцом на <адрес> <адрес> в порядке приватизации не имеется.
Кроме того, в судебном заседании установлено и подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.21), что в спорном жилом помещении проживают не только Малыгин А.Г., заявивший требование о признании за ним права собственности на квартиру в порядке приватизации, но и Малыгина М.С., а передача жилого помещения в собственность в порядке приватизации подразумевает под собой, что граждане РФ могут приобрести в собственность жилые помещения только с согласия всех имеющих право на приватизацию жилых помещений лиц, однако Малыгина М.С. самостоятельных требований относительно предмета спора не заявляла, заявлений от указанного лица о передаче жилого помещения в собственность только Малыгину А.Г. не поступало.
Договор социального найма жилого помещения в домах федерального жилищного фонда МО РФ от 28 февраля 2005 года между домоуправлением № войсковой части 40851 и Малыгиным А.Г. (л.д.14-18) не может подтверждать проживание истца на условиях договора социального найма по следующим основаниям.
Из оспариваемого договора социального найма усматривается, что 28 февраля 2005 года начальник домоуправления №1 войсковой части 40851, действуя на основании Положении о Домоуправлении №1 войсковой части 40851, утвержденного начальником КЭЧ войсковой части 40851 08 сентября 1995 года предоставил Малыгину А.Г. и членам его семьи – Малыгиной М.С. во владение и пользование изолированное жилое помещение – <адрес>, для проживания; данный договор заключен на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со ст.672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675,678, п.1-3 ст.685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
С 1 марта 2005 года на территории РФ введен в действие ЖК РФ, а ЖК РСФСР утратил силу с указанной даты (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
Однако в соответствии со ст.5 вводного закона, ЖК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие, в связи с чем, к правоотношениям, являющимися предметом разбирательства по настоящему делу, следует применять ЖК РСФСР.
Согласно ст.28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Как следует из ст.51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
В судебном заседании установлено, что Малыгин А.Г. был вселен и проживал в <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения, на основании ордера с отметкой «Служебный».
Как указано ранее в решении суда, истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что он состоял на учете как нуждающийся в жилых помещениях по договору найма (социального найма) и не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> бессрочное владение и пользование по договору найма, при этом, представленный ордер, который указан в оспариваемом договоре, таковым доказательством не является, так как служебные жилые помещения предоставляются во временное владение и пользование на период трудовых отношений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении иска Малыгина Анатолия Григорьевича к Территориальному отделу «Новосибирский» Филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.
Судья: (подпись) Л.В.Белоцерковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2024 года.
Подлинник решения суда находится в материалах гражданского дела №2-2951/2024 Калининского районного суда г.Новосибирска.
УИД 54RS0004-01-2024-003398-14
Решение суда не вступило в законную силу «___» _______________________2024г.
Судья: Л.В.Белоцерковская
Секретарь: И.В.Муштакова