Дело № 2а-380/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 23 августа 2021 года
Катайский районный суд Курганской области, в составе:
председательствующего, судьи Колесникова В.В.,
с участием помощника прокурора Катайского района Курганской области Нурпиисовой М.Ж.,
при секретаре Череваткиной К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Катайского района Курганской области, поданному в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации г. Катайска Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катайского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административный исковым заявлением к Администрации г. Катайска, в котором просит незаконным бездействие Администрации г. Катайска, выразившееся в не предъявлении в адрес собственников жилых помещений требований о сносе или реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по ..., в г. Катайске, признанного аварийным и подлежащими сносу; обязать Администрацию г. Катайска в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему иску в законную силу предъявить требования о сносе или реконструкции многоквартирного жилого дома по ..., в г. Катайске, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адрес собственников жилых помещений указанного дома.
Требование обоснованы тем, что проведённой прокуратурой района проверкой исполнения жилищного законодательства при выполнении работ
по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и включённых в
региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья установлено, что Администрацией г. Катайска не принимается указанных мер по сносу аварийного дома, расположенного по ..., в г. Катайске.
Постановлением Администрации г. Катайска от 16.12.2013 № указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; включён в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Курганской области на 2019 - 2025 годы», утверждённую Постановлением Правительства Курганской области от 01.04.2019 №84, в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Катайске на период 2022-2025 г.г.», утверждённую постановлением Администрации г. Катайска от 07.07.2021 № и подлежит переселению до 31.12.2023.
Вместе с тем, Администрацией г. Катайска до настоящего времени требования о сносе или реконструкции указанного многоквартирного жилого дома в адрес собственников жилых помещений не направлены, решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом не принимались.
По мнению административного истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Администрацией г. Катайска требований законодательства, поскольку земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по ..., в г. Катайске, а также жилые помещения данного дома для муниципальных нужд не изъяты.
По данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме являются: М.В., В.Н., Т.Г., В.В., Администрация г. Катайска.
Проживание граждан в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Кроме того, наличие в границах городского округа аварийных домов может повлечь причинение вреда имуществу, жизни и здоровью неопределённого круга лиц, находящихся в непосредственной близости или внутри помещений таких зданий.
По информации Администрации г. Катайска от 16.07.2021 решения об изъятии земельных участков в порядке ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации не принимались в связи с отсутствием денежных средств.
По результатам проверки 01.02.2021 прокуратурой в адрес Администрации г. Катайска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По итогам рассмотрения которого мер, направленных на исправление сложившейся ситуации и устранении нарушения законодательства Администрацией города не принято.
Административный истец ссылается на положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК Российской Федерации); ст. 56.2, 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК Российской Федерации), п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014.
Административный истец полагает, что права неопределённого круга лиц подлежат восстановлению путём возложения на Администрацию г. Катайска обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предъявить требования о сносе или реконструкции указанного многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адрес собственников жилых помещений указанного дома (л.д. 5-8).
Судебное заседание в соответствии с требованиями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС Российской Федерации), проведено в отсутствие представителя административного ответчика Администрации г. Катайска, извещённого о времени и месте рассмотрения дела своевременно надлежащим образом, представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Явка в судебное заседание представителя ответчика судом обязательной не признавалась.
Административным ответчиком представлен отзыв, в котором исковые требования признают в полном объёме, считают их законными и обоснованными.
В судебном заседании прокурор Нурпиисова М.Ж. на заявленных требованиях настаивала по указанным в административном исковом заявлении основаниям.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Катайского района к Администрации г. Катайска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).
Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Статьёй 14 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации, признание установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании
такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 – 9 данной статьи.
Частью 8 ст. 32 ЖК Российской Федерации установлено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного, самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК Российской Федерации) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014).
В соответствии с п. 3 ст. 56.2, п. 4 ч. 2 ст. 56.3 ЗК Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 данной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Таким образом, как обоснованно полагает административный истец, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 6 Устава г. Катайска к вопросам местного значения г. Катайска относится обеспечения проживающих в г. Катайске и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г. Катайска от 16.12.2013 № многоквартирный жилой дом, расположенный по ..., в г. Катайске, признан аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, Администрацией г. Катайска до настоящего времени требования о сносе или реконструкции указанного многоквартирного жилого дома в адрес собственников жилых помещений не направлены, решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом не принимались. Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
Указанный жилой дом включён в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Курганской области на 2019 - 2025 годы», утверждённую Постановлением Правительства Курганской области от 01.04.2019 № 84; в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Кургане на период 2022-2025 г.г.», утверждённую постановлением Администрации г. Катайска от 07.07.2021 №, и подлежит переселению до 31.12.2023.
Бездействие администрации г. Катайска по указанному вопросу свидетельствует о нарушении административным ответчиком требований законодательства, поскольку земельный участок под указанным многоквартирным домом, а также жилые помещения данного дома для муниципальных нужд не изъяты.
Согласно выписок ЕРГН собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме являются: М.В., В.Н., Т.Г., В.В., Администрация г. Катайска.
Как обоснованно указано административным истцом, проживание граждан в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Кроме того, наличие в границах городского округа аварийных домов может повлечь причинение вреда имуществу, жизни и здоровью неопределённого круга лиц, находящихся в непосредственной близости или внутри помещений таких зданий.
Согласно информации Администрации г. Катайска от 16.07.2021 решения об изъятии земельных участков в порядке ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации не принимались в связи с отсутствием денежных средств.
По результатам проверки 01.02.2021 прокуратурой в адрес Администрации г. Катайска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По итогам рассмотрения которого мер, направленных на исправление сложившейся ситуации и устранении нарушения законодательства административным ответчиком в установленный срок не принято. Данные обстоятельства никем из сторон по административному делу не оспаривается.
Выявленные факты в деятельности Администрации г. Катайска, как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивают публичные интересы неопределённого круга лиц, создают предпосылки нарушения прав граждан в сфере обеспечения жильём, создают угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Невыполнение предписаний в установленный срок административным ответчиком свидетельствует о допущенном бездействии, доказательств уважительности причин которого суду не представлено. Отсутствие денежных средств само по себе к таковым не относится.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС Российской Федерации, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая вышеизложенное, полное признание исковых требований административным ответчиком, суд приходит к выводу, что допущенное бездействие неисполнения возложенной на административного ответчика обязанности выполнения установленной законом процедуры оформления переселения граждан из ветхого жилого фонда, находящегося в муниципальном ведении, выявленное прокурором, нарушает права неопределённого круга лиц, в связи с чем на Администрацию г. Катайска следует возложить обязанность проведения требуемого прокурором предъявления требований о сносе или реконструкции многоквартирного жилого дома по указанному адресу, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адрес собственников жилых помещений данного жилого дома, как просит административный истец, в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Суд рассматривает данное административное дело в пределах заявленных исковых требований, исходя из представленных сторонами в материалы дела доказательств. Давая оценку иным доказательствам по делу, суд находит их не противоречащими изложенному.
Руководствуясь ст. 175-181 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ..., ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ..., ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░: 23.08.2021