Решение по делу № 33-8035/2021 от 10.06.2021

№ 33-8035/2021

Шахунский районный суд Нижегородской области

Судья Шатохина Н.В.

Дело № 2-115/2021

УИД: 52RS0058-01-2020-001244-11

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 06 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего Журавлевой Н.М.,

судей Заварихиной С.И., Леонтенковой Е.А.,

при секретаре Калягине В.И.,

с участием прокурора Обуховой К.В., представителя ГКУ Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» Смирновой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог»

на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2021 года

по делу по иску Шахунского городского прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Главному управлению автомобильных дорог», ООО «ДорСтройНН» о возложении обязанностей о приведении в нормативное состояние автомобильной дороги,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Заварихиной С.И., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шахунский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ Нижегородской области «Главному управлению автомобильных дорог», ООО «ДорСтройНН» о возложении обязанностей о приведении в нормативное состояние автомобильной дороги, требования мотивируя следующим.

Шахунской городской прокуратурой по поступившей из отдела МВД России по г.Шахунья информации о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги в г.о.г. Шахунья Нижегородской области 22 ОП МЗ 22Н - 4831 «Хмелевицы-Красногор-Андрианово-Никитиха» с 05км + 00м по 14 км+780м проведена проверка соблюдения на территории г.о.г.Шахунья требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Автомобильная дорога в г.о.г. Шахунья Нижегородской области 22 ОП МЗ 22Н - 4831 Хмелевицы - Красногор - Андрианово - Никитиха находится в государственной собственности Нижегородской области.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены ГОСТом Р 50597-2017. Состояние и качество указанной выше автодороги на сегодняшний день не отвечает действующим требованиям и стандартам.

На основании государственного контракта № 1086233 от 22.11.2018, заключенного между ГКУ НО «ГУАД» и ООО «ДорСтройНН», подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения г.о.г. Шахунья Нижегородской области, протяженность 84455 км в объемах и сроках в соответствии с Техническим заданием и перечнем видов и объемов работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемых в течение одного календарного года на 1 км и Техническим заданием и перечнем видов и объемов работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемых с 01.01.2019 по 30.06.2021 на 1 км и действующими нормативно-техническими документами, а также обязуется обеспечить безопасность движения на автодорогах и требуемый уровень качества их содержания в соответствии с требованиями Приложений № 4 и № 5, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.

11.08.2020 в адрес ООО «ДорСтрой НН» старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Шахунья по результатам обследования автомобильной дороги выдано предписание за № 89 с требованием выполнить мероприятия по устранению повреждений дорожного покрытия в виде выбоин различных форм на участке от деревни Красногор до деревни Андрианово (с 05км по 14км + 780м).

Однако предписание от 11.08.2020 ООО «ДорСтройНН» не исполнено, что подтверждается актом от 25.08.2020. В связи с этим ООО «ДорСтройНН» привлечено к административной ответственности по ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ.

По требованию Шахунской городской прокуратуры ОГИБДД ОМВД России по г.Шахунья 24.09.2020 проведено обследование данной автодороги, в результате которого выявлены существенные недостатки эксплуатационного состояния проезжей части, нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно, имеется разрушение асфальтного покрытия на всю ширину проезжей части, имеется множество «гребенок», выбоин, множественные неровности в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперечных выступов и впадин на покрытиях переходного типа.

В адрес ГКУ НО «ГУАД» Шахунским городским прокурором 09.10.2020 внесено представление об устранении нарушений. Требования прокурора не исполнены, решение о проведении ремонта данной автомобильной дороги не принято.

На основании изложенного, истец просил суд обязать ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», ООО «ДорСтройНН» привести в нормативное состояние в соответствии с установленными правилами стандартами и техническими нормами автомобильную дорогу 22 ОП МЗ 22Н - 4831 «Хмелевицы-Красногор-Андрианово-Никитиха», расположенную в г.о.г. Шахунья Нижегородской области с 05км + 00м по 14 км+ 780м в срок до 31.12.2021.

Прокурор в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ГКУ НО «ГУАД» Смирнова Л.В. иск не признала.

Суду были представлены письменные возражения на иск (л.д.136-139 т.1).

Представитель третьего лица Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Рябов А.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, суду была представлена письменная позиция (л.д.198-202 т.1).

Представитель третьего лица ОГИБДД МВД России по г. Шахунья Новокшонов В.А. при рассмотрении дела пояснил, что дорога с 5 километра по 14 километр находится в плохом состоянии и не соответствует требованиям ГОСТ, имеются жалобы от жильцов д.Андрианово. Просит иск удовлетворить.

Ответчик - ООО «ДорСтройНН» - в судебное заседание не явился, извещен, письменной позиции суду не представил.

Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2021 года постановлено:

Иск Шахунского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Нижегородской области «Главному управлению автомобильных дорог», Обществу с ограниченной ответственностью «ДорСтрой НН» о возложении обязанностей о приведении автомобильных дорог в нормативное состояние удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Нижегородской области «Главному управлению автомобильных дорог» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу 22 ОП МЗ 22Н-4831 «Хмелевицы-Красногор-Андрианово-Никитиха», расположенную в городском округе город Шахунья Нижегородской области с 05км + 00м по 14км + 780м в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами – устранить нарушения ГОСТ Р 50597-17.

В удовлетворении исковых требований к ООО «ДорСтройНН» отказать.

В апелляционной жалобе представитель Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» просит изменить решение суда в части срока, установленного для его исполнения, и определить срок – до октября 2022 года.

На апелляционную жалобу Шахунским городским прокурором поданы письменные возражения (л.д.2-3 т.2).

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в законе, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог являются одними из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно ст.3 вышеуказанного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п.11 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (ч.3 ст.26.13 Федерального закона №184-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 8, 103 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта РФ, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ с наличием финансовой возможности.

В силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-Ф3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом, формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального знамения с учетом необходимости приведения транспортно - эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

На основании ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» Правительством Нижегородской области вынесено постановление от 02.08.2010 № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета».

В силу ст.ст. 210, 124, 125 ГК РФ бремя содержания дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения возложено на их собственника - государство. Правительство Нижегородской области - это территориальный исполнительный орган государственной власти (ст. 1 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 года № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области»), выступающий от субъекта РФ и отвечающий за надлежащее состояние, расположенной на его территории государственной собственности.

На основании п. 2.3.2 Устава ГКУ Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» в целях развития сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, поддержания их в надлежащем состоянии осуществляет, в том числе, организацию дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области.

ГКУ НО «ГУАД» обеспечивает реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области.

Предметом деятельности ГКУ НО «ГУАД» является обеспечение организации работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, по поддержанию в надлежащем техническом состоянии.

Для достижения указанных целей ГКУ НО «ГУАД» организует дорожную деятельность и обеспечивает контроль за состоянием региональных и межмуниципальных дорог общего пользования, а также обеспечивает безопасность дорожного движения на них.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-Ф3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» обязанности привести в нормативное состояние в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами автомобильную дорогу 22 ОП МЗ 22Н-4831 «Хмелевицы-Красногор-Андрианово-Никитиха», расположенную в городском округе город Шахунья Нижегородской области с 05 км + 00 м по 14 км + 780 м. в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами – устранить нарушения ГОСТ Р 50597-17.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в результате надлежащей оценки представленных доказательств.

Судом правильно установлен характер правоотношений сторон, применены нормы материального права, регулирующие данные правоотношения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по требованию Шахунской городской прокуратуры ОГИБДД ОМВД России по г.Шахунья 24.09.2020 проведено обследование автодороги 22 ОП МЗ 22Н-4831 «Хмелевицы-Красногор-Андрианово-Никитиха» на соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В ходе проверки были выявлены существенные недостатки эксплуатационного состояния проезжей части указанной автодороги по причине ненадлежащего соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», обязанного обеспечивать организацию работ по поддержанию в надлежащем техническом состоянии автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении.

По итогам проверки составлен акт выявленных недостатков от 24.09.2020 (т.1 л.д.51).

09.10.2020 года Шахунским городским прокурором в адрес директора ГКУ НО «ГУАД» внесено представление об устранении указанных нарушений (т.1 л.д.41-43).

Из ответа на представление от 28.10.2020 следует, что автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта. Износ асфальтобетонного покрытия местами достигает более 60 %. Средств, выделяемых на содержание автомобильной дороги, недостаточно для приведения ее в нормативное состояние. ГКУ НО «ГУАД» поэтапно реализует программу ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, исходя из выделяемого финансирования. Региональный бюджет Нижегородской области недостаточен для приведения всей сети автомобильных дорог в нормативное состояние. В приоритетном порядке ремонтируются автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, по которым проходят основные транспортные потоки с высокой интенсивностью движения и большой грузонапряженностью (т.1 л.д.44).

Из материалов дела следует, что 11.08.2020 в адрес ООО «ДорСтройНН» старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Шахунья по результатам обследования автомобильной дороги выдано предписание №89 с требованием выполнить мероприятия по устранению повреждений дорожного покрытия в виде выбоин различных форм на участке от деревни Красногор до деревни Андрианово ( с 05км по 14км + 780 м) (т.1 л.д.52).

Предписание от 11.08.2020 ООО «ДорСтройНН» не исполнено, общество было привлечено к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5, ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (т.1 л.д.45-47,48-50).

Таким образом, представленные доказательства подтверждают несоответствие асфальтового покрытия автомобильной дороги 22 ОП МЗ 22Н-4831 «Хмелевицы-Красногор-Андрианово-Никитиха», расположенной в городском округе город Шахунья Нижегородской области с 05 км + 00 м по 14 км + 780 м, требованиям ГОСТ Р 50597-17.

Судом с учетом положений ст. 206 ГПК РФ установлен срок, в течение которого ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» обязано привести автомобильную дорогу в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами – устранить нарушения ГОСТ Р 50597-17 – в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истцом были заявлены требования о возложении на ответчика обязанности совершить указанные действия до 31.12.2021, судом данные требования были разрешены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный судом срок является недостаточным для проведения работ, судебная коллегия отклоняет, находя разумным и достаточным срок, установленный судом первой инстанции в соответствии со ст. 206 ГПК РФ для совершения ответчиком указанных действий.

Ответчиком при рассмотрении гражданского дела ни в суде первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены доказательства, что установление срока – в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения судебного акта, является недостаточным.

Ссылки на необходимость заключения отдельных государственных контрактов на данный ремонт дороги, получения финансирования только после включения дороги в государственную программу «Развитие транспортной системы Нижегородской области» не влекут увеличение срока исполнения постановленного решения.

С учетом положений ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок должник вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» – без удовлетворения.

Председательствующий:                    

Судьи:    

33-8035/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шахунский городской прокурор
Ответчики
ГКУ Нижегородской области Главное управление автомобильных дорог
ООО Дорстрой НН
Другие
Министерство транспорта и автомобильных дорог
ОМВД России по г. шахунья
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Заварихина Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
13.06.2021Передача дела судье
06.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее