Административное дело № 2А-1263/2020
УИД № 44RS0028-01-2020-001570-47
Решение изготовлено 20 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома |
13 ноября 2020 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А.Батухиной,
при секретаре судебного заседания С.А.Мызенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1263/2020 (УИД №44RS0028-01-2020-001570-47) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Розову К.В. о взыскании задолженности по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области обратилась с административным иском к К.В.Розову о взыскании задолженности по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит К.В.Розов. По данным ЕГРН ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20 июня 2006 года, за ОГРН №.... Прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23 октября 2014 года. С 3 октября 2014 года К.В.Розов был зарегистрирован Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Костромскому району Костромской области в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и на основании этого является плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации. За несвоевременную уплату страховых взносов К.В.Розову были начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 6 910 рублей 1 копейки; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2 297 рублей 93 копейки; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2010 года) в сумме 669 рублей 88 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в сумме 1 005 рублей 22 копеек. В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности по пени по страховым взносам инспекцией в адрес страхователя выставлено требование от 26 декабря 2016 года №..., в котором сообщалось о наличии задолженности.
На основании вышеизложенного и со ссылками на статьи 23, 45, 69, 70, 227, 229, 419 НК Российской Федерации, статьи 14, 15, 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области просит суд взыскать с К.В.Розова: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 10 883 рубля 4 копейки.
Одновременно с подачей заявления административным истцом заявлено ходатайство в порядке статьи 95 КАС Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, уточнив заявленные требования; в окончательной редакции просил взыскать с ответчика задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в сумме 1 005 рублей 22 копеек.
Административный ответчик К.В.Розов о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции; в суд не явился, причин неявки суду неизвестны.
Руководствуясь статьями 150, 289 КАС Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Судом установлено, что в период 20 июня 2006 года по 23 октября 2014 года К.В.Розов являлся индивидуальным предпринимателем.
С 14 октября 2014 года был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 432 НК Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Начисление и расчет задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года был урегулирован нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, действовавшего до 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно частям 1-1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Тариф по страховым взносам определен был определен в следующем размере:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей части;
2.1) Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;
В соответствие с частью 1 статьи 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. (пункт 2 указанной статьи)
За несвоевременную уплату страховых взносов К.В.Розову были начислены пени:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 6 910 рублей 1 копейки;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2 297 рублей 93 копейки;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2010 года) в сумме 669 рублей 88 копеек;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в сумме 1 005 рублей 22 копеек.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности по пени по страховым взносам инспекцией в адрес страхователя выставлено требование от 26 декабря 2016 года №..., в котором сообщалось о наличии задолженности.
В последующем, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ налоговым органом были списаны в карточке расчётов с бюджетом задолженность К.В.Розова по пени по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 6 910 рублей 1 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в сумме 2 297 рублей 93 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2010 года) в сумме 669 рублей 88 копеек.
На момент рассмотрения дела по данным налогового органа остаток существующей задолженности за К.В.Розовым по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС составляет в сумме 1 005 рублей 22 копеек.
До настоящего времени в бюджет денежные средства в счет погашения указанной задолженности не поступили. Доказательств обратного суду не представлено.
В силу пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Таким образом, в силу требований статьи 48 НК Российской Федерации шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании с К.В.Розова недоимки по страховым взносам истёк 12 августа 2020 года.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам 5 октября 2020 года. Следовательно, к моменту подачи административного искового заявления срок для предъявления требований истёк, что не отрицается и стороной административного истца.
Бремя доказывания обстоятельств, обосновывающих уважительность причин пропуска срока, возложено на административного истца (налоговый орган), что следует как из общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьёй 62 КАС Российской Федерации, так и специальной нормы, предусмотренной частью 4 статьи 289 КАС Российской Федерации.
Пропуск срока для подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом мотивирован техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы. Однако соответствующих доказательств административным истцом суду не представлено. Кроме того, сам по себе сбой в работе программного обеспечения не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд в течение всего шестимесячного срока.
С учётом установленных обстоятельств суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока для взыскания с ответчика задолженности по страховым взносам в объёме заявленных требований. В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении заявленных к ответчику административных требований.
По смыслу положений статьи 44 НК Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Принимая во внимание, что в связи с пропуском срока подачи заявления в суд Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области утрачена возможность взыскания с ответчика заявленной задолженности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию.
Руководствуясь статьями 175, 180, 290 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении административных исковых требований к Розову К.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Признать безнадежной ко взысканию задолженность Розова К.В., ... года рождения, ИНН №..., по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС составляет в сумме 1 005 рублей 22 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
К.А.Батухина |