Гражданское дело №
68RS0№-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» июля 2022 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
судьи Мальцевой О.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм компенсации в связи с расторжением служебного контракта, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
при участии в судебном заседании истца ФИО1, представителя ответчика ИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО3,
при отсутствии в судебном заседании представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в <адрес>, Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по <адрес>
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском ИФНС России по <адрес> и с учетом уточнения исковых требований от 20.07.2022 просит взыскать невыплаченную сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 69904 руб.91 коп., недоплаченную сумму компенсации за 20,33 дня неиспользованного отпуска в размере 12126 руб., недоплаченную сумму денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 8350 руб. 42 коп., проценты за задержку выплаты в связи с увольнением и за ежегодный отпуск в сумме 22 777 руб. 43 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета.
В обоснование иска указав, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по <адрес> и замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок №.
Приказом ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ней расторгнут служебный контракт ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением занимаемой должности по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении с занимаемой должности, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ в сумме 97694,32 руб. из расчета месячного денежного содержания 25244,01 руб. и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 20,33 календарных дней в соответствии с п. 13 ст. 46 указанного Федерального закона в размере 16656,98 руб. из расчета месячного денежного содержания 24006,51 руб.
Однако в период прохождения гражданской службы соответствующими приказами ИФНС России по <адрес>, ей как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии государственным гражданским служащим Инспекции из бюджетных ассигнований направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по <адрес> сверх установленного фонда оплаты труда, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2020- 2021 годов.
Указанные средства материального стимулирования выплачивались на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и приказов УФНС России по <адрес> «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по <адрес>, а также писем УФНС России по <адрес> о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2020, 2021 годы (с пометкой «Для служебного пользования») и изданных на основании данных приказов и писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по <адрес> (с пометкой «Для служебного пользования») о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда и на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих ИФНС России по <адрес>. Комиссией были приняты решения об установлении размеров и выплате государственным гражданским служащим Инспекции сумм материального стимулирования.
На основании приказов ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от 27.04.2021 №дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ИФНС России по <адрес> за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года» выплачены средства материального стимулирования в размере 30837 рублей, 18330 рублей, 21404 рублей, 4642 рублей.
На основании приказов ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих сверх фонда оплаты труда» выплачены средства материального стимулирования за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ИФНС России по <адрес> в размере 15109 рубля, 5472 рубля, 5637 рублей, 24669,72 рублей, 4 312 рублей, 39656 рубля, 39656 рублей.
Согласно расчетным листкам и справкам о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2020, 2021 г. начислены и выплачены средства материального стимулирования.
Однако, произведенные выплаты материального стимулирования ИФНС незаконно не включены в расчет ежемесячного денежного содержания и не учтены при расчете среднего заработка для компенсации при увольнении, в связи с сокращением занимаемой должности и не включены в расчет за неиспользованные дни отпуска ко дню увольнения.
При установлении размера всех компенсаций в расчет среднего заработка незаконно не включены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период работы с июля 2020 года по июнь 2021 года на общую сумму 209714,72 руб., в том числе: июль 2020 – 30837 руб., август 2020 – 15109 руб., сентябрь 2020 - 23802 руб., октябрь 2020 – 5637 руб., ноябрь 2020 – 28981,72 руб., декабрь 2020 - 21404 руб., апрель 2021 - 4642 руб., май 2021- 39656 руб., июнь 2021 - 39656 руб.
Истица считает, что материальное стимулирование выплачиваемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, входящим непосредственно в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем в соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование в период работы:
- с июля 2020 года по июнь 2021 года должно учитываться при расчете ее месячного денежного содержания для оплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованные дни оплачиваемого отпуска.
Более того, истца указывает на то, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014г. №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. №.
Также считает, что материальное стимулирование выплаченное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда в обязательном порядке входит в состав денежного содержания гражданского служащего, то есть должно учитываться работодателем при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении работника в связи с сокращением штатной численности и за дни неиспользованного отпуска.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в <адрес>, Министерство финансов РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> с ФИО1 был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы и замещала должность государственной гражданской службы РФ – главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок.
Приказом ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №@ расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением занимаемой по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении истца с занимаемой должности, ИФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ в сумме 97694,32 руб. из расчета месячного денежного содержания 25244,01 руб. и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 20,33 календарных дней в соответствии с п. 13 ст. 46 указанного Федерального закона в размере 16656,98 руб. из расчета месячного денежного содержания 24006,51 руб.
Из пункта 10 служебного контракта следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что в период прохождения ФИО1 гражданской службы соответствующими приказами ИФНС России по <адрес>, ей как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии государственным гражданским служащим Инспекции из бюджетных ассигнований направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по <адрес> сверх установленного фонда оплаты труда, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2020-2021 годов.
Указанные средства материального стимулирования выплачивались на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и приказов УФНС России по <адрес> «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по <адрес>, а также писем УФНС России по <адрес> о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2020, 2021 годы (с пометкой «Для служебного пользования») и изданных на основании данных приказов и писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по <адрес> (с пометкой «Для служебного пользования») о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда и на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих ИФНС России по <адрес>.
Комиссией были приняты решения об установлении размеров и выплате государственным гражданским служащим Инспекции сумм материального стимулирования.
На основании приказов ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих сверх фонда оплаты труда» выплачены средства материального стимулирования за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ИФНС России по <адрес> в размере 15109 рубля, 5472 рубля, 5637 рублей, 24669,72 рублей, 4 312 рублей, 39656 рубля, 39656 рублей.
Согласно расчетным листкам и справкам о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2020, 2021 г. начислены и выплачены средства материального стимулирования.
Однако, произведенные выплаты материального стимулирования ИФНС незаконно не включены в расчет ежемесячного денежного содержания и не учтены при расчете среднего заработка для компенсации при увольнении, в связи с сокращением занимаемой должности и не включены в расчет за неиспользованные дни отпуска ко дню увольнения.
При установлении размера всех компенсаций в расчет среднего заработка незаконно не включены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период работы с июля 2020 года по июнь 2021 года на общую сумму 209714,72 руб., в том числе: июль 2020 – 30837 руб., август 2020 – 15109 руб., сентябрь 2020 - 23802 руб., октябрь 2020 – 5637 руб., ноябрь 2020 – 28981,72 руб., декабрь 2020 - 21404 руб., апрель 2021 - 4642 руб., май 2021- 39656 руб., июнь 2021 - 39656 руб.
Согласно выпискам из приказов, расчетным листкам и справке о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2020, 2021 годы ФИО1 были начислены и выплачены по вышеуказанным приказам средства материального стимулирования, данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались, при этом указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Разница между фактически выплаченной компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания составляет – 69904,91 руб.; недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск за 20,33 дней составляет 12126 руб.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон №79-ФЗ) установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктами 3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии установленных Законом оснований.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Судом установлено, что во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Из информации Минфина России следует, что в период с 2015 г. по 2017 г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. –постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2016 г. –постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2017 г. –постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.
В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу в соответствии вышеуказанными приказами работодателем в вышеуказанные периоды работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка (денежного содержания) для расчета компенсации при увольнении.
При этом, оценивая доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, суд исходит из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее-Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с ДД.ММ.ГГГГ, в 2008 – 2012 года и в 2013г.
В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 – 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 – 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Более того, согласно письма первого заместителя министра Финансов РФ от 27.04.2021г. № следует, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Кроме того, со стороны ответчиков и третьих лиц не представлены документы, подтверждающие, что спорные суммы выплачивались ФИО1 на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора.
Исходя из анализа вышеприведенного законодательства, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о взыскании не полностью выплаченных компенсации подлежат удовлетворению.
Данные выводы суда также подтверждаются существом постановленного Верховным Судом РФ 01.07.2019г. определения по делу №-КГ19-2.
Представленный истцом расчет размера недоплаты с учетом произведенных ответчиком выплат, суд признает правильным, более того данный расчет в судебном заседании представителями ответчика не оспаривался, в связи с чем подлежат взысканию с ответчика: невыплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 69904,91 руб.; недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск за 20,33 дней в размере 12126 руб.; недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 8 350 руб. 42 коп.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ч.9 ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд считает необходимым взыскать моральный вред с ответчика, с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", с учетом характера нарушения прав истца, которые безусловно были нарушены не в полном объеме выплаченным денежным содержанием, обстоятельств, при которых истцу были причинены нравственные страдания, а именно - периода увольнения, к которому истец не была морально готова, и, исходя из принципа разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. Оснований для компенсации морального вреда в большем размере суд не находит.
Ссылки представителей ответчиков на то, что истцом не представлены доказательства причинения ему физических и нравственных страданий, суд считает несостоятельными.
Согласно п.4 ст.84.1 ТК РФ окончательный расчет с работником производится в день прекращения трудового договора.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (п.1 ст.236 ТК РФ).
Поскольку в день прекращения трудовых отношений с истцом окончательный расчет не был произведен, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация (проценты) за задержку выплаты сумм компенсаций при увольнении в размере 22777,43 руб. по состоянию на 20.07.2022г. согласно расчету истца, который суд признает верным.
При этом суд находит необоснованным возложение на ответчика обязанности самостоятельно рассчитывать и выплачивать истцу проценты за нарушение срока окончательного расчета при увольнении по день фактического расчета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 69904 ░░░. 91 ░░░.; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12126 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8350 ░░░. 42 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 22777 ░░░. 43 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░