Дело №2-279/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2018г. Солонешенский районный суд Алтайского края в составе судьи Сухаревой Т.П., при секретаре Батукаевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Рябовой Любовь Николаевны, Борисовой Натальи Николаевны, Рябова Владимира Николаевича к администрации Солонешенского района о включении в списки домов попавших в зону затопления, о включении в списки лиц на получение единовременной материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Рябова Л.Н., Борисова Н.Н., Рябов В.Н. обратились в суд с требованием к ответчику администрации Солонешенского района о включении дома по адресу <адрес> списки домов попавших в зону затопления, обязать ответчика включить Рябову Л.Н., Борисову Н.Н., Рябова В.Н в списки лиц на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на каждого человека.
Требования мотивированы истцами тем, что их семья проживает в принадлежащем им на праве собственности в жилом помещении расположенный по адресу <адрес>.
Указанное жилое помещение и земельный участок в результате крупномасштабного паводка в марте- апреле 2018 оказалось в зоне затопления. 13.04.2018 они обратились с заявлении в администрацию Солонешенского района о включении в список на оказание единовременной помощи, в результате произошедшего паводка. Согласно ответа администрации Солонешенского района от 07.05.2018 № в удовлетворении заявления им было отказано, в связи с тем, что дом по адресу <адрес>. не находился в зоне затопления. С данным ответом истцы не согласны, и ссылаются на ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ.
В судебных заседаниях истец Рябова Л.Н., ее представитель Носко Е.В., допущенный к участию по определению суда от 25.09.2018 на требованиях настаивали и пояснили, что дом по адресу <адрес>, в котором проживет семья истцов находится на берегу реки « <данные изъяты>». 26 марта 2018г. в связи с обильными осадками в виде дождя и мокрого снега, река вышла из берегов, забросало льдом, а также затопило сарай, курятник, дровяник, углярку, туалет, гараж, смыло корма и плодородный слой земли, на огороде, смыло шесть пролетов ограды, вынуждена была отнести к соседям поросят, она не была в этот день на работе, в дом вода не заходила, дом находится на возвышенности, а хозпостройки внизу. Ее дети Борисова Н.Н. и Рябов В.Н. зарегистрированы по <адрес> 26.03.2018 были дома в <адрес>.
Представитель ответчика администрации Солонешенского района, представитель управления по социальной защите населения по г.Белокуриха и Солонешенскому району в судебное заседание не явились.
В судебное заседание истцы Борисова Н.Н., Рябов В.Н. не явились, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.
Заслушав участников процесса, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В суде установлено и подтверждено материалами дела, жилое помещение по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности Рябовой Л.Н., Борисовой Н.Н., Рябову В.Н. что подтверждается договором приватизации от 26.10.1992 и свидетельством № от 30.10.1992 ( л.д.11,12), истцы зарегистрированы в жилом помещении по указанному адресу, о чем свидетельствуют штампы регистрации в паспортах ( л.д. 6-8).
Распоряжением главы администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018 на территории Солонешенского района Алтайского края введен режим « Чрезвычайной ситуации» с 10.00часов 26.03.2018 в пределах границ района исходя из складывающейся обстановки на территории района в зоне подтопления 7 населенных пунктов в которых подтоплены 485 приусадебных участков из них 150 домов, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу ст. 2 Закона N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
Согласно ст.25 Закона Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС( в ред. от 05.09.2017) « О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайной ситуации» граждане, проживающие или пребывающие на территории края, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. "ж" ст. 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.
В силу подп. "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 ( в ред. от 30.05.2018 № 627) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизни деятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (2(1)).
Постановлением правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018, утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Настоящий порядок подготовлен с целью предоставления следующих денежных выплат: единовременной материальной помощи в размере 10000руб. на человека; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50000 руб.на человека, за полностью утраченное имущество-100000 руб. ( п.1.1.)
Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке ( п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации( п. 2.3.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.4). Списки граждан, указанных п.2.3, 2.4 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями( л.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанных единовременной материальной и финансовых выплат в связи с наводнением в марте- апреле в Солонешенском районе необходимо наличие одновременно несколько условий:
-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, и были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
- утратить полностью или частично имущество первой необходимости.
Районной комиссией по оценке причиненного ущерба, созданной в Солонешенском районе постановлением администрации района от 03.04.2018 № 148, ответом от 07.05.2018 № Рябовой Л.Н. было отказано в удовлетворении заявления о включении в список, на оказание единовременной материальной помощи в связи с тем, что дом расположенный по адресу <адрес> не находился в зоне затопления ( л.д.15).
В судебном заседании доводы Рябовой Л.Н. и его представителя, что жилое помещение по <адрес>, находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации в марте-апреле 2018г. в Солонешенском районе, и что были нарушены их условия жизни деятельности так же не нашли своего подтверждения.
Согласно Акта обследования районной комиссией домостроения расположенного по адресу <адрес> от 12.04.2018 подтоплена часть приусадебного земельного участка примерно 4 сотки, частично смыт плодородный слой, смыта часть ограждения огорода. В доме воды не было ( л.д.10).
При визуальном осмотре домостроения и земельного участка по <адрес> в выездном судебном заседании 16. 10.2018 установлено, огород расположен на берегу реки Пашенка, домостроение и приусадебный участок находятся на возвышенности, к дому и на приусадебный участок вода не заходила, видимых следов затопления территории земельного участка и надворных построек принадлежащих истцам не видно, смыто несколько пролетов ограждения на огороде.
Не установлено также в судебном заседании, что в период чрезвычайной ситуации условия жизнедеятельности Рябовой Л.Н. были нарушены, со слов истца и свидетелей выход из домостроения и доступ на участок имелся, подъезд к дому не затруднен, эвакуации не требовалось, проживание в доме было не опасно, отключение электроэнергии более суток не было.
В справке выданной КГБУЗ « Солонешенская ЦРБ» Рябова Л.Н. не находилась на работе 26.03.2018 в связи с наводнением, однако это не свидетельствует о нарушении условий жизнедеятельности Рябовой Л.Н., кроме того представленная справка не соответствует предъявляемым требованиям, отсутствует фамилия лица его подписавшего, а также исходящий номер ( л.д.22).
На основании изложенного, требования истцов не правомерны и удовлетворению не подлежат. При этом Борисова Н.Н. и Рябов В.Н. не обращались с заявлением в администрации Солонешенского района о включении в списки на получение единовременной материальной помощи, поскольку согласно действующего законодательства это носит заявительный характер.
Кроме того в судебном заседании не установлено, что Борисова Н.Н. и Рябов В.Н. постоянно проживают по адресу <адрес>, что является обязательным условием для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанных выплат. В акте обследования Рябова Л.Н. указана одна, которая также пояснила, что сын Борисовой Н.Н. обучается в первом классе в <адрес> и там же посещал детский сад. Рябов В.Н. проживает в <адрес>, нахождение их в период наводнения в <адрес> не свидетельствует о том, что они фактически проживают в данном жилом помещении, что также следует из показаний соседей, опрошенных в судебном заседании.
Поскольку истцам отказано в удовлетворении заявленных требований в силу ст. 98 ГПК РФ не подлежат взысканию и расходы по оказанию юридических услуг.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рябовой Любовь Николаевны, Борисовой Натальи Николаевны, Рябова Владимира Николаевича оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Солонешенский районный суд.
Судья Солонешенского
районного суда : Т.П.Сухарева