Решение по делу № 2-267/2022 от 27.06.2022

Дело №2-267/2022

14RS0007-01-2022-000345-88

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Верхневилюйск 12 июля 2022 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,

с участием помощника прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Адамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района РС (Я) к администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности принять меры по обеспечению обучения учащихся в зданиях отвечающим требованиям законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) Слепцов П.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав учащихся, воспитанников образовательных организаций на обучение в безопасных условиях. По результатам проверки установлено, что на территории Верхневилюйского района имеется 8 аварийных зданий школ, а именно: МБОУ «Оросунская СОШ», МБОУ «Дюллюкинская СОШ», МБОУ «Сургулукская СОШ», МБОУ «Магасская СОШ», МБОУ «Ботулинская СОШ», МБОУ «Мэйикская ООШ», МБОУ «Харбалахская СОШ», МБОУ «Онхойская ООШ». Указывая на изложенное, истец просит обязать администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в срок до 01 сентября 2025 года принять меры по обеспечению обучения учащихся в зданиях отвечающим требованиям законодательства.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, представлен отзыв, в котором иск признают частично, работы по внедрению и строительству новых зданий ведется с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия). По состоянию на 05 июля 2022 года строятся 2 объекта образовательных учреждений – Ботулинская СОШ, Оросунская СОШ. Также ведутся проектно-сметные работы по 5 объектам.

Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Адамова Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Статьей 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что одной из целей его принятия является защита жизни и здоровья граждан.

В силу ст. 7 Закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.

Статьей 36 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения прав учащихся, воспитанников образовательных организаций на обучение в безопасных условиях.

Проверкой установлено, что на территории Верхневилюйского района имеется восемь аварийных зданий школ МБОУ «Оросунская СОШ», МБОУ «Дюллюкинская СОШ», МБОУ «Сургулукская СОШ», МБОУ «Магасская СОШ», МБОУ «Ботулинская СОШ», МБОУ «Мэйикская ООШ», МБОУ «Харбалахская СОШ», МБОУ «Онхойская ООШ».

Заключением АО «Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт строительства» (далее – АО «ЯкутПНИИС») от 01 июля 2017 года следует, что техническое состояние строительных конструкций здания МБОУ «Оросунская СОШ» классифицируется как аварийное. Учитывая высокую степень физического износа 70 %, рекомендуется снос здания школы из-за большого объема деформированных цокольных конструкций, несущих стен (л.д. 12-26). Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 07 октября 2021 года здание МБОУ «Оросунская СОШ» признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 27-28).

Заключением АО «ЯкутПНИИС» от 2016 года, следует, что согласно техническое состояние по результатам обследования конструкций здания МБОУ «Сургулукская СОШ» классифицируется как аварийное. Рекомендуется снос здания школы (л.д. 29-44). Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 04 октября 2021 года здание МБОУ «Сургулукская СОШ» признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 45-46).

Заключением АО «ЯкутПНИИС» от 2016 года, следует, что согласно техническое состояние по результатам обследования конструкций здания МБОУ «Магасская СОШ» классифицируется как аварийное. Рекомендуется снос здания школы (л.д. 47-61). Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 29 марта 2022 года здание МБОУ «Магасская СОШ» признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 62-63).

Дефектным актом осмотра здания и сооружения № 46 от 03 сентября 2018 года, составленным комиссией администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» здание МБОУ «Онхойская ООШ» признано аварийным (л.д. 64-70). Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 10 ноября 2021 года здание МБОУ «Онхойская ООШ» признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 71-72).

Актом дефектной ведомости по обследованию технического состояния объекта от 10 декабря 2015 года, составленным комиссией администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» установлено, что здание МБОУ «Ботулинская СОШ» не отвечает эксплуатационным, конструктивным требованиям безопасности и подлежит сносу. Целесообразно предусмотреть застройку нового здания школы. Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 08 октября 2021 года здание МБОУ «Ботулинская СОШ» признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 73-76).

Дефектным актом от 16 февраля 2018 года здание МБОУ «Харбалахская СОШ» признано ограниченно-работоспособным. Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 08 октября 2021 года здание школы признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 77-82).

Заключением ОАО «ЯкутПНИИС» о техническом состоянии строительных конструкций от 2016 года, здание МБОУ «Мэйикская ООШ» признано ограниченно-работоспособным, рекомендуется снос главного корпуса и строительство нового здания. Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 08 ноября 2021 года здание школы признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 83-99).

Заключением ОАО «ЯкутПНИИС» от 05 декабря 2015 года о техническом состоянии школы, здание МБОУ «Дюллюкюнская СОШ» признано ограниченно-работоспособным, рекомендуется снос здания. Заключением межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства от 23 сентября 2021 года здание школы признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 100-112).

Прокуратурой района по выявленным нарушениям в досудебном порядке принимались меры прокурорского реагирования. На имя главы муниципального района было внесено представление № 7-01-21 от 05 августа 2021 года об устранении нарушений федерального законодательства. Однако внесенное представление прокурора района фактически оставлены без удовлетворения, выявленные нарушения не устранены в полном объеме л.д. 113-119).

ТО Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Вилюйском районе выявлялись нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в зданиях МБОУ «Ботулинская СОШ», «Дюллюкюнская СОШ», «Магасская СОШ», «Мэйинская ООШ», «Онхойская ООШ», «Оросунская СОШ», «Сургулукская СОШ», «Харбахахская СОШ» (л.д. 129-219).

ОНДи ПР по Верхневилюйскому району УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РС (Я) выявлялись нарушения требований противопожарного законодательства в МБОУ «Магасская СОШ», «Дюллюкюнская СОШ», «Сургулукская СОШ», «Ботулиснкая СОШ» (л.д. 220-230).

Довод представителя ответчика является необоснованным, так как данное обстоятельство не может ставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На момент рассмотрения дела доказательства устранения выявленных нарушений безопасности в зданиях школ МБОУ «Оросунская СОШ», МБОУ «Дюллюкинская СОШ», МБОУ «Сургулукская СОШ», МБОУ «Магасская СОШ», МБОУ «Ботулинская СОШ», МБОУ «Мэйикская ООШ», МБОУ «Харбалахская СОШ», МБОУ «Онхойская ООШ» суду не представлено.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства доказаны факты несоответствия помещений школы к требованиям действующего законодательства, здания по своему техническому состоянию не отвечают безопасности.

Несоответствие помещения школ требованиям безопасности создает опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также персонала учреждения, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством и Конституцией РФ.

Несоблюдение всех установленных требований для работы образовательного учреждения может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, персоналу учреждения, поэтому доводы стороны ответчика о включении в план на последующие годы строительства нового здания школы не могут быть приняты судом в качестве оснований для отказа в иске.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

Неисполнение ответчиком обязанностей по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями, предусмотренных ст. ст. 28, 41 Закона «Об образовании в РФ», ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является основанием для удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению безопасных условий для обучения несовершеннолетних на получение начального, основного и среднего общего образования и безопасных условиях. Так как в течение длительного времени не приняты реальные меры по обеспечению прав учащихся указанных образовательных учреждений на безопасные условия образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) принять меры по обеспечению обучения учащихся МБОУ «Оросунская СОШ», МБОУ «Дюллюкинская СОШ», МБОУ «Сургулукская СОШ», МБОУ «Магасская СОШ», МБОУ «Ботулинская СОШ», МБОУ «Мэйикская ООШ», МБОУ «Харбалахская СОШ», МБОУ «Онхойская ООШ» в зданиях, отвечающим требованиям действующего законодательства путем строительства, приобретения иного здания или другим способом в соответствии с компетенцией в срок до 01 сентября 2025 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                           В.А. Кириллин

2-267/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Слепцов П.Н.
Ответчики
Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кириллин Василий Александрович
Дело на сайте суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2022Передача материалов судье
29.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2022Подготовка дела (собеседование)
06.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее