Судья: Кожевников В.В. Дело № 33-15613/2021
в„– 2-2390/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
28 апреля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.,
судей Пархоменко Г.В., Старосельской О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Жихаревой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Екатерины Леонидовны на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 января 2021 года,
заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Отрадненского района Краснодарского края, действующий РІ интересах <Р¤РРћ>7 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Отрадненская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края Рѕ признании бездействия Министерства здравоохранения Краснодарского края РІ части РЅРµ обеспечения <Р¤РРћ>7 лекарственным препаратом В«<...>В» РІ количестве 18 упаковок, выписанных РЅР° основании рецептов РѕС‚ 01.09.2020Рі. в„– 9277028, 06.10.2020Рі. в„– 9281306, 03.11.2020Рі. в„– 9284734, находящихся РЅР° отсроченном обеспечении; обязании Министерства здравоохранения Краснодарского края обеспечить <Р¤РРћ>7 лекарственным препаратом, выписанным РїРѕ рецептам лечащего врача РѕС‚ 01.09.2020Рі. в„– 9277028, 06.10.2020Рі. в„– 9281306, 03.11.2020Рі. в„– 9284734, которые находятся РЅР° отсроченном обеспечении.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указывалось РЅР° то, что прокуратурой Отрадненского района проведенной РїРѕ поручению прокуратуры края проверкой Рѕ несвоевременном обеспечении <Р¤РРћ>7 лекарственными препаратами, установлено, что <Р¤РРћ>7 состоит РЅР° диспансерном учете РІ ГБУЗ «Армавирский онкологический диспансер» министерства здравоохранения Краснодарского края СЃ диагнозом В«<...>В», РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, нуждается РІ лекарственном препарате <...>. Согласно информации ГБУЗ «Отрадненская ЦРБ» РњР— РљРљ РІ заявку РЅР° 2020 РіРѕРґ включено 78 флаконов лекарственного препарата В«<...>В», данная заявка направлена РІ Министерство здравоохранения Краснодарского края для организации обеспечения <Р¤РРћ>7 жизненно необходимым лекарственным препаратом. Р—Р° период СЃ 01.01.2020Рі. РїРѕ 31.08.2020Рі. <Р¤РРћ>7 получила 45 флаконов В«<...>В» РёР· необходимых 78. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ имеющимся заболеванием <Р¤РРћ>7 сотрудниками ГБУЗ «Отрадненская ЦРБ» РњР— РљРљ 01.09.2020Рі., 06.10.2020Рі., 03.11.2020Рі. выписаны рецепты в„–<в„–...>, 9281306, 9284734 РЅР° обеспечение лекарственным препаратом В«<...>В» (В«<...>В»), которые поставлены РЅР° отсроченное исполнение РІ РћРћРћ «Фармация плюс». Однако, РґРѕ настоящего времени указанные рецепты РЅРµ реализованы, лекарственным препаратом <Р¤РРћ>7 РЅРµ обеспечена, что ставит РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ ее Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ. Таким образом, невыполнение Министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных РЅР° него обязанностей РїРѕ обеспечению <Р¤РРћ>7 льготным лекарственным препаратом В«Ркулизумаб» свидетельствует Рѕ существенном нарушении прав заявителя РЅР° бесплатную медицинскую помощь.
Данное обстоятельство послужило поводом обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены частично.
РЎСѓРґ обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить <Р¤РРћ>7 лекарственным препаратом, выписанным РїРѕ рецептам лечащего врача РѕС‚ 01.09.2020Рі. <в„–...>, 06.10.2020Рі. <в„–...>, 03.11.2020Рі. <в„–...>, которые находятся РЅР° отсроченном обеспечении.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
В жалобе представитель ответчика по доверенности Бобылева Е.Л. просит решение суда первой инстанции отменить. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным и необоснованным. Судом не учтено, что закупка лекарственных препаратов в рамках дополнительных заявок медицинских организаций рассматривается при дополнительном финансировании.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения по Краснодарскому краю по доверенности Захарова Е.С. поддержала доводы жалобы.
Участвующий РІ деле РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РҐРёР¶РЅРёР№, <Р¤РРћ>7, полагали необходимым оставить решение СЃСѓРґР° первой инстанции без изменения.
Другие, участвующие в деле лица, в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Как усматривается РёР· материалов дела, <Р¤РРћ>7 состоит РЅР° диспансерном учете РІ ГБУЗ «Армавирский онкологический диспансер» министерства здравоохранения Краснодарского края СЃ диагнозом В«<...> <...>В», РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем нуждается РІ лекарственном препарате В«<...>В».
Согласно информации ГБУЗ «Отрадненская ЦРБ» РњР— РљРљ РІ заявку РЅР° 2020 РіРѕРґ включено 78 флаконов лекарственного препарата В«<...>В», данная заявка направлена РІ Министерство здравоохранения Краснодарского края для организации обеспечения <Р¤РРћ>7 жизненно необходимым лекарственным препаратом.
Р—Р° период СЃ 01.01.2020Рі. РїРѕ 31.08.2020Рі. <Р¤РРћ>7 получила 45 флаконов В«Ркулизумаб» РёР· необходимых 78.
Вместе СЃ тем, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ имеющимся заболеванием <Р¤РРћ>7 сотрудниками ГБУЗ «Отрадненская ЦРБ» РњР— РљРљ 01.09.2020Рі., 06.10.2020Рі., 03.11.2020Рі. выписаны рецепты в„–<в„–...>, 9281306, 9284734 РЅР° обеспечение лекарственным препаратом В«Рлизария» (В«Ркулизумаб»), которые поставлены РЅР° отсроченное исполнение РІ РћРћРћ «Фармация плюс».
Также, СЃСѓРґРѕРј установлено, что РґРѕ настоящего времени указанные рецепты РЅРµ реализованы, лекарственным препаратом <Р¤РРћ>7 РЅРµ обеспечена, что ставит РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ её Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Рсточниками финансового обеспечения РІ сфере охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций Рё граждан, средства, поступившие РѕС‚ физических Рё юридических лиц, РІ том числе добровольные пожертвования, Рё иные РЅРµ запрещенные законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
РЎСѓРґРѕРј первой инстанции верно установлено, что <Р¤РРћ>7 неоднократно ранее обеспечивалась Министерством здравоохранения Краснодарского края Препаратом В«<...>В».
С целью реализации полномочий министерства в области организации льготного лекарственного обеспечения граждан в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводятся торги, по результатам которых с победителем заключается контракт на поставку товара.
Министерством был заявлен препарат В«Ркулизумаб» РЅР° торгах, которые проходили дважды, РЅРѕ РЅРµ состоялись, РІ РІРёРґСѓ отсутствия заявок. Р’ настоящее время заявлена повторная публикация РЅР° сайте.
Таким образом, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє правильному выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении требований Рѕ признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Краснодарского края РІ части РЅРµ обеспечения <Р¤РРћ>7 лекарственным препаратом В«Ркулизумаб», поскольку РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РЅРµ представил доказательств бездействия Министерства здравоохранения Краснодарского края, Р° препарат В«Ркулизумаб» был заявлен РЅР° торгах.
РЎ учетом изложенного, СЃСѓРґ первой инстанции обоснованно обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить <Р¤РРћ>7 лекарственным препаратом В«Ркулизумаб», выписанным РїРѕ рецептам лечащего врача РѕС‚ 01.09.2020Рі. <в„–...>, 06.10.2020Рі. <в„–...>, 03.11.2020Рі. <в„–...>, которые находятся РЅР° отсроченном обеспечении.
Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом созданы все необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 января 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Екатерины Леонидовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё