Решение по делу № 33-1061/2024 (33-10090/2023;) от 21.12.2023

Каспийский городской суд РД

судья ФИО1

дело

УИД-05RS0-85

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2024 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО5,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации ГО «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов,

по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа «<адрес>» на решение Каспийского городского суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО5, пояснения прокурора ФИО4, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов, в обосновании которого указано, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой установлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» при реализации полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа <адрес> Республики Дагестан.

Проведенной проверкой было установлено, что Администрацией требования Санитарных правил при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не соблюдаются. Так, в нарушение п. 3,7 Санитарных правил не имеется твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов, по адресам <адрес>, Гунибская, кладбище, <адрес>, ДОУ , Б/3 «Престиж», Б/3 «Греция», <адрес> (полик-ка Целитель), <адрес>, Кизлярский ЭМЗ, <адрес> (Теплосети), <адрес>, 27, <адрес> (коттеджи), <адрес>, Детсад (кемпинг), <адрес> ДОУ , <адрес> ДОУ , <адрес>. Кроме того, Администрацией в нарушение п. 4 ст. 8 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выявлено отсутствие фактического размещения контейнеров в количестве, предусмотренном реестром мест (площадок) накопления ТКО в <адрес>, по адресам: <адрес>, «Арбуз», <адрес> (детсад Изумруд), <адрес> (Милан), <адрес>.

Не устранения выявленных нарушений явилось основанием для обращения Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в суд.

РешениемКаспийского городского суда РД от <дата> постановлено:

«Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда:

- обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий <дата>-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дата> по следующим адресам на территории городского округа «<адрес>» по адресам: <адрес>, Гунибская, кладбище, <адрес>, ДОУ , Б/3 «Престиж», Б/3 «Греция», <адрес> (полик-ка Целитель), <адрес>, Кизлярский ЭМЗ, <адрес> (Теплосети), <адрес>, 27, <адрес> (коттеджи), <адрес>, Детсад (кемпинг), <адрес> ДОУ , <адрес> б ДОУ , <адрес>, «Арбуз», <адрес> (детсад Изумруд), <адрес> (Милан), <адрес>».

На данное решение ответчиком - Администрация городского округа «<адрес>» подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Пунктом 4 раздела II СанПиН 2.13684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Считают, что ответственность и обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими томами, вне зависимости от расположения площадок, в частности которыми являются Управляющие компании обслуживающих соответствующие многоквартирные дома (МКД).

Кроме того, судом первой инстанции не привлечены Управляющие компании, обслуживающие МКД по указанным в решении адресам мест, где были выявлены нарушения.

Судом не исследованы и не отражены в своем решении обстоятельства, имеющие важное значение для рассмотрения данного дела, а именно на какой территории расположены указанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения органа (лица) ответственного за данную территорию, что является помимо указанных выше нарушений также существенным и имеющим важное значение по делу.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> - ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Администрации ГО «<адрес>» на соблюдение требований Санитарных правил при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В результате проверки были выявлены нарушения п. 3, 7 Санитарных правил не имеется твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов, по адресам <адрес>, Гунибская, кладбище, <адрес>, ДОУ , Б/3 «Престиж», Б/3 «Греция», <адрес> (полик-ка Целитель), <адрес>, Кизлярский ЭМЗ, <адрес> (Теплосети), <адрес>, 27, <адрес> (коттеджи), <адрес>, Детсад (кемпинг), <адрес> ДОУ , <адрес> ДОУ , <адрес>.

Кроме того, Администрацией в нарушение п. 4 ст. 8 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выявлено отсутствие фактического размещения контейнеров в количестве, предусмотренном реестром мест (площадок) накопления ТКО в <адрес>, по адресам: <адрес>, «Арбуз», <адрес> (детсад Изумруд), <адрес> (Милан), <адрес>.

Указанные обстоятельства ответчиком, как в суде первой так и в суде апелляционной инстанции не оспаривались.

По результатам проведенной проверки в адрес Администрации ГО «<адрес>» в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от <дата>, которое не было исполнено, выявленные нарушения по настоящее время не устранены, контейнерные площадки в соответствии с реестром и санитарных правил не созданы.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов приводит к несанкционированным свалкам, что в свою очередь влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно статье 3 Федерального закона от <дата> - ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06. 1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от <дата> N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу пункта 1 статьи 8 вышеприведенного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: - создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; - определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; - организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, из системного толкования названных выше требований нормативных правовых актов, применительно к рассматриваемому гражданскому делу, следует, что деятельность по накоплению, в том числе по созданию, обустройству, содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>» относится к ведению администрации данного муниципального образования.

В своем определении от <дата> N 2862-О по поводу вопроса о допустимости возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление данного полномочия пунктом 4 статьи 8 Федерального "Об отходах производства и потребления" в рамках такого вопроса местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") согласуется с содержанием вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1039). В соответствии с указанными Правилами органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Требования к площадкам накопления отходов определены в ст. 13.4 данного Федерального закона, согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно указанным Правилам места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дата> утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий <дата>-21 (далее по тексту - Санитарные правила).

В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Также должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов (п. 7 Санитарных правил).

В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» от <дата> утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Реестр), согласно которым на территории <адрес> определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах и вышеназванных требований нормативных правовых актов и ввиду того, что деятельность по накоплению, в том числе по созданию, обустройству, содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к ведению администрации муниципального образования, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора законным, обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Что касается доводов жалобы о том, что ответственность и обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок, то названным доводам судом первой инстанции дана объективная оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.

Необоснованным является и довод жалобы о том, что судом не исследованы и не отражены в своем решении обстоятельства, имеющие важное значение для рассмотрения данного дела, а именно на какой территории расположены указанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения органа (лица) ответственного за данную территорию, не может служить основанием для отмены законного и обоснованного решения, поскольку в силу вышеуказанных положений федерального законодательства в деятельность администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» входят обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа <адрес> Республики Дагестан.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа «<адрес>» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

Каспийский городской суд РД

судья ФИО1

дело

УИД-05RS0-85

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2024 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО5,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации ГО «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов,

по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа «<адрес>» на решение Каспийского городского суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО5, пояснения прокурора ФИО4, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов, в обосновании которого указано, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой установлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» при реализации полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа <адрес> Республики Дагестан.

Проведенной проверкой было установлено, что Администрацией требования Санитарных правил при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не соблюдаются. Так, в нарушение п. 3,7 Санитарных правил не имеется твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов, по адресам <адрес>, Гунибская, кладбище, <адрес>, ДОУ , Б/3 «Престиж», Б/3 «Греция», <адрес> (полик-ка Целитель), <адрес>, Кизлярский ЭМЗ, <адрес> (Теплосети), <адрес>, 27, <адрес> (коттеджи), <адрес>, Детсад (кемпинг), <адрес> ДОУ , <адрес> ДОУ , <адрес>. Кроме того, Администрацией в нарушение п. 4 ст. 8 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выявлено отсутствие фактического размещения контейнеров в количестве, предусмотренном реестром мест (площадок) накопления ТКО в <адрес>, по адресам: <адрес>, «Арбуз», <адрес> (детсад Изумруд), <адрес> (Милан), <адрес>.

Не устранения выявленных нарушений явилось основанием для обращения Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в суд.

РешениемКаспийского городского суда РД от <дата> постановлено:

«Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда:

- обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий <дата>-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дата> по следующим адресам на территории городского округа «<адрес>» по адресам: <адрес>, Гунибская, кладбище, <адрес>, ДОУ , Б/3 «Престиж», Б/3 «Греция», <адрес> (полик-ка Целитель), <адрес>, Кизлярский ЭМЗ, <адрес> (Теплосети), <адрес>, 27, <адрес> (коттеджи), <адрес>, Детсад (кемпинг), <адрес> ДОУ , <адрес> б ДОУ , <адрес>, «Арбуз», <адрес> (детсад Изумруд), <адрес> (Милан), <адрес>».

На данное решение ответчиком - Администрация городского округа «<адрес>» подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Пунктом 4 раздела II СанПиН 2.13684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Считают, что ответственность и обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими томами, вне зависимости от расположения площадок, в частности которыми являются Управляющие компании обслуживающих соответствующие многоквартирные дома (МКД).

Кроме того, судом первой инстанции не привлечены Управляющие компании, обслуживающие МКД по указанным в решении адресам мест, где были выявлены нарушения.

Судом не исследованы и не отражены в своем решении обстоятельства, имеющие важное значение для рассмотрения данного дела, а именно на какой территории расположены указанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения органа (лица) ответственного за данную территорию, что является помимо указанных выше нарушений также существенным и имеющим важное значение по делу.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> - ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Администрации ГО «<адрес>» на соблюдение требований Санитарных правил при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В результате проверки были выявлены нарушения п. 3, 7 Санитарных правил не имеется твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов, по адресам <адрес>, Гунибская, кладбище, <адрес>, ДОУ , Б/3 «Престиж», Б/3 «Греция», <адрес> (полик-ка Целитель), <адрес>, Кизлярский ЭМЗ, <адрес> (Теплосети), <адрес>, 27, <адрес> (коттеджи), <адрес>, Детсад (кемпинг), <адрес> ДОУ , <адрес> ДОУ , <адрес>.

Кроме того, Администрацией в нарушение п. 4 ст. 8 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выявлено отсутствие фактического размещения контейнеров в количестве, предусмотренном реестром мест (площадок) накопления ТКО в <адрес>, по адресам: <адрес>, «Арбуз», <адрес> (детсад Изумруд), <адрес> (Милан), <адрес>.

Указанные обстоятельства ответчиком, как в суде первой так и в суде апелляционной инстанции не оспаривались.

По результатам проведенной проверки в адрес Администрации ГО «<адрес>» в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от <дата>, которое не было исполнено, выявленные нарушения по настоящее время не устранены, контейнерные площадки в соответствии с реестром и санитарных правил не созданы.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов приводит к несанкционированным свалкам, что в свою очередь влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно статье 3 Федерального закона от <дата> - ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06. 1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от <дата> N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу пункта 1 статьи 8 вышеприведенного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: - создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; - определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; - организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, из системного толкования названных выше требований нормативных правовых актов, применительно к рассматриваемому гражданскому делу, следует, что деятельность по накоплению, в том числе по созданию, обустройству, содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>» относится к ведению администрации данного муниципального образования.

В своем определении от <дата> N 2862-О по поводу вопроса о допустимости возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление данного полномочия пунктом 4 статьи 8 Федерального "Об отходах производства и потребления" в рамках такого вопроса местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") согласуется с содержанием вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1039). В соответствии с указанными Правилами органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Требования к площадкам накопления отходов определены в ст. 13.4 данного Федерального закона, согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно указанным Правилам места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дата> утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий <дата>-21 (далее по тексту - Санитарные правила).

В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Также должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов (п. 7 Санитарных правил).

В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» от <дата> утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Реестр), согласно которым на территории <адрес> определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах и вышеназванных требований нормативных правовых актов и ввиду того, что деятельность по накоплению, в том числе по созданию, обустройству, содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к ведению администрации муниципального образования, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора законным, обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Что касается доводов жалобы о том, что ответственность и обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок, то названным доводам судом первой инстанции дана объективная оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.

Необоснованным является и довод жалобы о том, что судом не исследованы и не отражены в своем решении обстоятельства, имеющие важное значение для рассмотрения данного дела, а именно на какой территории расположены указанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения органа (лица) ответственного за данную территорию, не может служить основанием для отмены законного и обоснованного решения, поскольку в силу вышеуказанных положений федерального законодательства в деятельность администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» входят обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа <адрес> Республики Дагестан.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа «<адрес>» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

33-1061/2024 (33-10090/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура
Прокуратура РД
Ответчики
Администрация МО ГО город Каспийск
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей РД
Министерство природных ресурсов и экологии РД
Айдиев Магомед Магомедтагирович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
21.12.2023Передача дела судье
24.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Передано в экспедицию
24.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее