Дело № 3а-584/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 14 ноября 2019 г.
Воронежский областной суд в составе председательствующего судьи Лесничевской Е.В.,
при секретаре Высоцкой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
ФИО2 к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что ему на праве собственности принадлежат шесть земельных участков:
1. С кадастровым номером № площадью 7283 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - склады, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
2. С кадастровым номером № площадью 4043 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
3. С кадастровым номером № площадью 3373 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы V класса вредности по производству металлоштампа, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
4. С кадастровым номером № площадью 6170 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство производственной базы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
5. С кадастровым номером № площадью 5136 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занятый производственной базой, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
6. С кадастровым номером № площадью 2609 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет: земельного участка с кадастровым номером № - 9 315 031,57 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 7 705 180,01 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 12 427 058,7 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 6 613 781,28 руб. и земельного участка с кадастровым номером № - 5 458 601,98 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0305008:56 установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 14 639 631,13 руб.
Ссылаясь на то, что административный истец как собственник земельных участков обязан уплачивать земельный налог исходя из размера их кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер рыночной стоимости на дату оценки, просит установить в отношении спорных земельных участков кадастровую стоимость, равную их рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика: в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 152 200 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 3 464 100 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 6 336 600 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 2 891 600 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 729 800 руб. и в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 7 778 200 руб.
В уточненном административном исковом заявлении представитель административного истца по доверенности ФИО5 просит установить кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы, расходы по оплате судебной экспертизы просит возложить на административного ответчика правительство <адрес>.
В ранее подданных письменных пояснениях представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> считал себя ненадлежащим административным ответчиком по делу, в разрешении административных исковых требований полагаются на усмотрение суда.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежит шесть земельных участков: земельный участок с кадастровым номером № площадью 7283 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – склады; земельный участок с кадастровым номером № площадью 4043 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы; земельный участок с кадастровым номером № площадью 3373 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы V класса вредности по производству металлоштампа; земельный участок с кадастровым номером № площадью 6170 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы; земельный участок с кадастровым номером № площадью 5136 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - занятый производственной базой; земельный участок с кадастровым номером № площадью 2609 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы.
В данном случае результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и используется для определения налоговой базы.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <адрес> были утверждены Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет: земельного участка с кадастровым номером № - 9 315 031,57 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 7 705 180,01 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 12 427 058,7 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 6 613 781,28 руб. и земельного участка с кадастровым номером № - 5 458 601,98 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 14 639 631,13 руб.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30.12.2016 г. № П/533, к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
С учетом изложенных правовых норм Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области является надлежащим ответчиком.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков была установлена по состоянию на 1 января 2014 года и 29 января 2015 года, постольку датами, по состоянию на которые определяется их рыночная стоимость, следует считать именно эти даты.
В ходе рассмотрения настоящего дела на основании определения суда была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков. Согласно заключению эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 1 января 2014 года, составляет: земельного участка с кадастровым номером № 5 534 867 руб., земельного участка с кадастровым номером № – 4 617 637 руб., земельного участка с кадастровым номером № – 8 446 730 руб., земельного участка с кадастровым номером № – 3 132 960 руб. и земельного участка с кадастровым номером № – 2 053 283 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 9 577 145 руб.
Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд учитывает, что но отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности. При этом исходит из того, что заключение эксперта основано на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит соответствующее обоснование выбранного экспертом метода исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, экспертом применены корректировки и другие необходимые сведения. Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 КАС РФ, требованиям, предъявляемым к отчету об оценки недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Эксперт, составивший заключение, имеет соответствующее характеру экспертизы образование, специальность, длительный стаж экспертной работы и занимаемую должность. Ему разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 49 КАС РФ, в установленном порядке он предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Данных о том, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения, выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждений необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, суду не представлено.
Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, сторонами в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 29 января 2015 года и 1 января 2014 года, поданное в суд 9 июля 2019 года, подлежит удовлетворению.
При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 7 283 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - склады, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 9 577 145 (девять миллионов пятьсот пятьдесят семь тысяч сто сорок пять) рублей.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 4 043 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 5 534 867 (пять миллионов пятьсот тридцать четыре тысячи восемьсот шестьдесят семь) рублей.
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 3 373 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы V класса вредности по производству металлоштампа, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4 617 637 (четыре миллиона шестьсот семнадцать тысяч шестьсот тридцать семь) рублей.
4. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 6 170 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство производственной базы, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8 446 730 (восемь миллион четыреста сорок шесть тысяч семьсот тридцать) рублей.
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 5 136 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - занятый производственной базой, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 132 960 (три миллиона сто тридцать две тысячи девятьсот шестьдесят) рублей.
6. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 2609 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 053 283 (два миллиона пятьдесят три тысячи двести восемьдесят три) рубля.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Лесничевская
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2019