УИД 11RS0001-01-2021-021815-75 Дело № 2-2669/2022
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 21 февраля 2022 г. гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в защиту неопределенного круга лиц к Муравьеву Михаилу Сергеевичу о возложении обязанности по принятию мер по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов производства с несанкционированного места размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с иском к Муравьеву М.С. о возложении обязанности по принятию мер по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов производства с несанкционированного места размещения отходов расположенного в месте, с координатами: № 61.44.21.0 Е 051.13.13.7; № 61.44.21.9 Е 051.13.10.0; № 61.44.21.5 Е 051.13.10.2; № 61.44.20.8 Е 051.13.12.8 в срок до 30.05.2022г.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивал.
В судебное заседание ответчик не явился, судебное извещение на ее имя возвращено в суд с отметкой о невручении в связи с истечением срока хранения. В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», данное обстоятельство признается волеизъявлением не явившейся стороны, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в порядке заочного производства.
Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на благоприятную окружающую среду гарантировано гражданам статьей 42 Конституции Российской Федерации. Статьей 36 Конституции Российской Федерации также установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В абзаце 10 ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. 1 Федерального закона законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы производства и потребления понимается вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
К отходам производства V класса опасности относятся такие важные вторичные ресурсы, как отходы производства бумаги и бумажных изделий (срыв бумаги и картона, отходы бумаги и картона от резки и штамповки), отходы обработки древесины и производства изделий из дерева (горбыль и рейка из натуральной древесины, щепа, обрезь, опилки и стружка натуральной древесины), отходы производства стекла и изделий из стекла (бой стекла, отходы стекловолокна).
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Установлено, что Корткеросским районным отделом по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми 12.07.2021 на основании планового (рейдового) задания от 28.05.2021 № 18 проведен осмотр территории пос. Визябож ул. Сосновая, 4В. По результатам осмотра, обследования территории установлено, что на территории пос. Визябож ул. Сосноваяф, 4В обнаружено место несанкционированного размещения отходов лесопиления (горбыль).
Место размещения отходов располагается в пос. Визябож в 20 метрах северо-западнее действующего производства по распиловке лесоматериалов. Горбыль складирован с краю от грунтовой дороги, земельный участок под горбылем покрыт травяной растительностью. Участок складирования горбыля не соответствует требованиям природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства по оборудованию площадки накопления отходов.
Координаты места складирования отходов: № 61.46.36.4 Е 051.22.07.9; № 61.46.35.3 Е 051.22.03.6; № 61.46.37.3 Е 051.22.03.8.
Выявленные в ходе осмотра отходы лесопиления согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, относятся к коду отходов 30522001215 - горбыль из натуральной чистой древесины.
Данные отходы являются отходами 5 класса опасности для окружающей природной среды.
На основании п. 6 ст. 12 Федерального закона законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет http://rpn.gov.ru/, в реестре отсутствует информация об имеющихся в п. Визябож объектах размещения отходов.
Согласно выписки из ЕГРН Муравьев являлся собственником территории пос. Визябож ул. Сосновая, 4В.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная норма содержится в пункте 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. |
Муравьев М.С. являясь собственником отходов не принял мер по уборке территории в досудебном порядке.
Непринятие мер по уборке земельного участка от отходов негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения й захламления почв, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Тем самым, нарушаются гарантированные государством права изаконные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории сельского поселения «Додзь» п. Визябож, то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. В связи с этим, имеется реальная опасность причинения вреда здоровью населения и экологическим правам граждан.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района от 02.07.2021 Муравьев М.С. признан виновным в нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В рамках досудебного урегулирования Муравьеву М.С. 13.08.2021 года было лично вручено претензионное письмо от 11.08.2021 года № 92 для принятия мер (досудебное) по очистке земельного участка от отходов лесопиления (горбыль) в срок до 29 октября 2021 года.
Претензионное письмо было получено Муравьевым М.С. 13.08.2021.
Муравьев М.С. информацию о принятых мерах по уборке территории в установленный срок и по настоящее время в Корткеросский районный отдел по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми не представил.
В ходе повторного обследования от 30.11.2021 года (протокол осмотра №29) установлен факт неисполнения Муравьевым М.С. требования о добровольной уборке территории в установленный срок.
Бездействие ответчика по неисполнению требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, что в свою очередь влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца и обязании ответчика в срок до 30.05.2022 принять меры по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов производства (горбыль) с несанкционированного места размещения отходов, расположенного в месте с координатами: № 61.44.21.0 Е 051.13.13.7; № 61.44.21.9 Е 051.13.10.0; № 61.44.21.5 Е 051.13.10.2; № 61.44.20.8 Е 051.13.12.8.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Обязать Муравьева Михаила Сергеевича в срок до 30.05.2022 принять меры по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов производства (горбыль) с несанкционированного места размещения отходов, расположенного в месте с координатами: № 61.44.21.0 Е 051.13.13.7; № 61.44.21.9 Е 051.13.10.0; № 61.44.21.5 Е 051.13.10.2; № 61.44.20.8 Е 051.13.12.8 в срок до 30.05.2022г.
Ответчик вправе подать в Сыктывкарский городской суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.М. Сухорукова
Мотивированное решение вынесено 01.03.2022
Копия верна:
Судья С.М. Сухорукова