№ 2-605/2019
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
13 марта 2019 года г. Астрахань
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Морозовой И.М.,
при секретаре Даурбековой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску «ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» к Сулеймановой К. А., Семеновой С. А., АД «<адрес> Страхование» о взыскании задолженности по кредитному соглашению,
у с т а н о в и л:
ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» обратился в суд с иском к Григорьевой Т.Г. о взыскании задолженности по кредитному договору, указав, что между истцом и Сулеймановым А. В. <дата> заключено кредитное соглашение №KD 355650003596. Во исполнение кредитного соглашения на счет заемщика перечислена сумма в размере 230949 рублей 43 копейки рублей на срок до <дата> под 30%. Сулейманов А.В. в нарушение кредитного соглашения допустил просрочку исполнения обязательств по возврату суммы кредита, уплате процентов за пользование кредитом, в связи с чем на <дата> образовалась просроченная задолженность в размере 304768 рублей 54 копейки.
<дата> Сулеймановым А.В. подписано заявление на присоединение к Программе коллективного добровольного страхования в рамках договора коллективного страхования <номер> У от <дата>, заключенного между ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» и АО «<адрес> Страхование», страховыми рисками по которому являются: смерть застрахованного лица, явившееся следствием несчастного случая или острого заболевания. В соответствии с которым ОАО «УБРиР» является страхователем, а АО СК «<адрес> Страхование» страховщиком, предметом данного договора является обязательства Страховщика за обусловленную страхователем плату (страховую премию) при наступлении страхового случая произвести страховую выплату Выгодоприобретателям в порядке и на условиях предусмотренном указанном договором. В связи с заявлением заемщика Сулейманова А.В. от <дата> о присоединении к Программе коллективного добровольного страхования, ПАО КБ «УБРиР» страховая премия оплачена в АО СК «<адрес> Страхование».
В период действия договора наступил страховой случай, а именно <дата> заемщик Сулейманов А.В. – умер. В связи с чем у истца ПАО КБ «УБРиР» как у основного выгодоприобретателя, возникло право на получение страховой выплаты.
В нарушении условий договора коллективного страхования страховщик выплату страховой суммы не произвел.
По сведениям Банка наследником Сулейманова А.В. является Григорьева Т.Г.
Просят суд взыскать с АО СК «<адрес> Страхование» в пользу ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» страховую выплату по кредитному соглашению №KD 355650003596 от <дата> в размере 203223 рубля 89 копеек, а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 4166 рублей 05 копеек, взыскать с Григорьевой Т.Г. в свою пользу задолженность по кредитному соглашению №KD 355650003596 от <дата> в размере 101544 рубля 65 копеек, а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 2081 рубля 64 копейки.
Определением Икрянинского районного суда <адрес> от <дата> произведена замена ответчика Григорьевой Т.Г. на Сулейманову К.А. и Семенову С.А.
Определением Икрянинского районного суда <адрес> от <дата> гражданское дело по иску «ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» к Сулеймановой К. А., Семеновой С. А., АД «<адрес> Страхование» о взыскании задолженности по кредитному соглашению направлено по подсудности в Советский районный суд <адрес>.
В судебное заседание представитель истца ПАО КБ «УБРиР» не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Ответчики Сулейманова К.А., Семенова С.А. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика АД «<адрес> Страхование» не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда представлен отзыв, в котором просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная, организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства ( кредит ) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании п. 2 названной статьи к отношениям по кредитному договору применяются те же правила, что и о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса РФ и не вытекает из существа кредитного договора.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что <дата> Сулеймановым А.В. оформлена и подписана анкета-заявление <номер>.0, в соответствии с которой между Банком и Сулеймановым А.В. заключено кредитное соглашение № KD 355650003596, сроком до <дата>.
Во исполнение условий кредитного соглашения Банком на счет заемщика перечислена сумма в размере 230949 рублей 43 копейки рублей на срок до <дата> под 30%.
Денежные средства получены заемщиком. Одновременно с заключением кредитного договора заемщик присоединился к программе коллективного добровольного страхования на основании заключенного <дата> между Банком и АО «<адрес> Страхование» договора коллективного страхования путем подписания заявления от <дата>, согласно условиям которого одним из застрахованных рисков являлась смерть застрахованного лица, явившаяся следствием несчастного случая или острого внезапного заболевания, перечень которых содержится в правилах и является исчерпывающим.
В период действия кредитных правоотношений заемщик Сулейманов А.В. скончался – <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти № I-KB <номер> от <дата>, согласно справке о смерти <номер> от <дата> причина смерти Сулейманова А.В. токсическое действие неуточненного вещества, отравление и воздействие другими неуточненными химическими и ядовитыми веществами на неуточненном месте с неопределенными намерениями.
<дата> Банку от Григорьевой Т.Г. направлено уведомление о наступлении страхового случая в отношении Сулейманова А.В.
На <дата> у заемщика образовалась просроченная задолженность по исполнению кредитных обязательств размере 304768 рублей 54 копейки
Расчет задолженности судом проверен и признан верным, ответчиками вопреки ст.56 ГПК РФ не оспаривался.
Банк обратился к АО «<адрес> Страхование» с заявлением о наступлении страхового случая в отношении Сулейманова А.В. и возникновением в связи с этим права выгодоприобретателя на получение страховой выплаты.
На дату рассмотрения дела судом выплаты не последовало.
В силу п. 1 п. 2 ст. 934 Гражданского кодекса РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем) выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Договор личного страхования считается застрахованным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона РФ от <дата> <номер> «Об организации страхового дела в РФ» страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Исходя их положений ст.942 Гражданского кодекса РФ условие о страховом случае относится к числу существенных условий договора страхования.
При этом в п.2 ст.942 Гражданского кодекса РФ предписано страховщику и страхователю при заключении договора достигнуть соглашения по условию и характеру события, на случай наступления которого осуществляется страхование.
По мнению суда, положения федерального законодательства не содержат обязанности страховщика по безусловному страхованию жизни и здоровья всех рисков.
Следовательно, в силу вышеприведенных норм материального права, стороны договора страхования самостоятельно определяют характер события, на случай наступления которого осуществляется личное страхование.
Согласно заключения акта судебно-медицинского исследования трупа <номер> от <дата> смерть Сулейманова А.В., 1968 года рождения, наступила в результате острого отравления веществом, не установленном при судебно- химическом исследовании, что подтверждается морфологическими данными, установленными при судебно-медицинском исследовании трупа и данными дополнительных лабораторных исследований. Судебно-медицинский диагноз: острое отравление веществом, не установленном при судебно-химическом исследовании.
Как следует из медицинской карты <номер> ГБУЗ АО ГКБ <номер> им. Кирова стационарного больного Сулейманова А.В., пациент поступил <дата> в отделение острых отравлений с диагнозом: острое отравление неустановленным спиртом средне - тяжелой степени тяжести. Случайное с целью опьянения. Анамнез токсикологический. Больной пил в течение нескольких дней с <дата> по <дата> водку. <дата> сосед принес спирт купленный с рук, так же пили «Гербатон». Через 8-10 часов появилась тошнота, рвота, сухость во рту, боли в эпигастрии, дрожь в теле, отсутствие мочи. За медицинской помощью Сулейманов А.В. обратился <дата>. Госпитализирован в Икрянинскую ЦРБ. Смерть Сулейманова А.В. наступила <дата>.
<дата> между ЗАО « <адрес> Страхование» (страховщик) и ОАО « Уральский банк реконструкции и развития» заключен договор коллективного страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную платы (страховую премию) при наступлении страхового случая произвести страховую выплату выгодоприобретателям в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Пунктом 3 договора и программой коллективного страхования, являющейся неотъемлемой частью договора страхования определено, что страховыми рисками для застрахованных лиц, возраст которых на момент распространения на них действия настоящего договора не менее 21 года и на момент окончания в отношении них действия настоящего договора не более 65 лет являются: смерть застрахованного лица, явившаяся следствием несчастного случая или острого внезапного заболевания; постоянная утрата общей трудоспособности в результате несчастного случая или острого внезапного заболевания (установление I или II группы инвалидности).
Программой страхования установлены исключения, где прямо указано, что страховым случаем не является в том числе алкогольная и наркотическая интоксикация, а так же события, произошедшие при нахождении лица в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что причина смерти Сулейманова А.В. не входит в перечень острых внезапных заболеваний, предусмотренных программой страхования, в связи с чем, не может является страховым случаем.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущества умершего (наследство, наследственного имущества) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (ст. 1175 ч. 1).
Из ответа нотариуса Черновой Л.Н. от <дата> <номер> следует, что наследственное имущество Сулейманова А.В. состоит из 1/2 доли земельного участка находящегося по адресу: <адрес>; 1/2 доли квартиры находящейся по адресу: <адрес>;
Наследниками по закону принявшими наследство после умершего Сулейманова А.В. являются его дочери Сулеймановой К. А., Семеновой С. А., что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом положений законодательства об ответственности наследников по долгам наследодателя, при рассмотрении данной категории дел юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являются не только определение круга наследников, но и состава наследственного имущества и его стоимость.
Из материалов наследственного дела Сулейманова А.В. <номер> следует, что <дата> поступила кредиторская претензия от Евро-Азиатского торгово-Промышленного банка, о том что на <дата> за Сулеймановым А.В. числится задолженность по кредитному договору<номер> в размере 28908 рублей 18 копеек.
А так же <дата> поступила кредиторская претензия от Сбербанка России в лице Астраханского филиала <номер> о том, что у Сулейманова А.В. числится задолженность в по кредитному договору <номер> от <дата> на сумму 45000 рублей.
Указанные претензии удовлетворены наследниками, в материалы дела представлены справки о погашении задолженности.
В материалах наследственного дела отсутствует кредиторская претензия от «ПАО «Уральский банк реконструкции и развития».
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относящейся к <адрес> кадастровая стоимость составляет 123380 рублей 40 копеек.
Пунктом 2 статьи 1175 ГК РФ определено, что наследник, принявший наследство в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156), отвечает в пределах стоимости этого наследственного имущества по долгам наследодателя, которому это имущество принадлежало.
Принимая во внимание, что объем ответственности наследников ограничен стоимостью наследственного имущества, которое меньше долга по кредитному договору, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований предъявленных к Сулеймановой К.А., Семеновой С.А.
На основании ст.ст.94,98 ГПК РФ судебные расходы истца возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ПАО « Уральский банк реконструкции и развития» к Сулеймановой К. А., Семеновой С. А., АД «<адрес> Страхование» о взыскании задолженности по кредитному соглашению - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Астраханский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение судом в окончательной форме принято: <дата>.
Судья И.М. Морозова
.
..
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.