Решение по делу № 33а-210/2019 от 17.12.2018

Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33а-210/2019

Судья Макашкин Д.Ф.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 февраля 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего Ярадаева А.В.,

судей Арслановой Е.А., Иванова П.Д.,

при секретаре судебного заседания Титовой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства

по апелляционной жалобе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 10 октября 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения представителя администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ЦветковойО.В., поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора КалачянК.Ю., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Обратившись в суд с указанным административным исковым заявлением, Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры от 26 марта 2018 года об устранении нарушений требований законодательства и направлении в орган регистрации прав документов для внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемой природной территории местного значения (памятника природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад», возложить на администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обязанность в 6-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» документы для внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемой природной территории местного значения (памятника природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад».

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

В ходе проверки, проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не исполнены требования законодательства о направлении в орган регистрации прав документов для внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемой природной территории местного значения (памятника природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад», созданной решением главы самоуправления Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 8 апреля 2005 года № С-40/3 «О формировании базы данных по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) местного значения».

По результатам проверки Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором на имя главы администрации Мариннско-Посадского района Чувашской Республики внесено представление от 26 марта 2018 года № 04-02-2018 об устранении нарушений требований законодательства об особо охраняемых территориях, в котором было указано на необходимость его безотлагательного рассмотрения и принятия исчерпывающих мер по устранению указанных требований действующего федерального законодательства, однако указанные в представлении нарушения законодательства не были устранены.

Судом по делу постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики просит отменить решение суда, которое считает незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора.

Как указывается в апелляционной жалобе, администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не является по делу надлежащим ответчиком, поскольку указанная Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором обязанность должна быть возложена на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание суда апелляционной не явился.

В соответствии с положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившегося участника судебного разбирательства.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).

Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (подпункт «д» пункта 2 статьи 2, статья 25 Федерального закона № 33-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 Федерального закона № 33-ФЗ, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Сведения о границах особо охраняемых природных территорий подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральный закон № 218-ФЗ).

Как установлено пунктом 10 части 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с требованиями части 18.1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 названной статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Суд удовлетворил заявленные требования, поскольку проанализировав положения статей 56,94 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1,7,8,15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ( в редакции до 1 января 2017 года), статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» пришел к выводу о том, что администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики является лицом, обязанным представить в орган регистрации прав документы для внесения в ЕГРН сведений о границах памятника природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад», учитывая, что указанный памятник природы создан в 2005 году решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, однако не направило эти документы в орган регистрации прав в установленный законом 6-месячный срок со дня его создания.

При этом суд указал на несостоятельность доводов администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о том, что она не является надлежащим ответчиком по административному делу, мотивированных тем, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене, поскольку суд принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В силу пункта 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 названного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 этой же статьи.

В соответствии со статьей 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются: 1) стороны; 2) заинтересованные лица; 3) прокурор;4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие).

Как предусмотрено частью 2 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальное соучастие допускается, если:

1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;

2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;

3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.

Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено данным Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Из материалов административного дела следует, что рассмотренные судом требования были обоснованы, в том числе неисполнением направленного на имя главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики представления Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора от 26 марта 2018 года № 04-02-2018 об устранении нарушений требований законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в пункте 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, статьях 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

В соответствии с положениями статьи 35 устава Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, принятого решением Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 19 мая 2014 года № С-8/1 (с изменениями и дополнениями), структуру администрации Мариинско-Посадского района составляют глава администрации Мариинско-Посадского района, его заместители, структурные подразделения администрации Мариинско-Посадского района.

Согласно статье 38 устава Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, принятого решением Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 19 мая 2014 года № С-8/1 (с изменениями и дополнениями), в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации Мариинско-Посадского района, в частности, осуществляет общее руководство деятельностью администрации Мариинско-Посадского района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; обеспечивает осуществление Мариинско-Посадской районной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Мариинско-Посадского района федеральными законами и законами Чувашской Республики.

При таких обстоятельствах, исходя из оснований и предмета заявленных требований, суду следовало рассмотреть вопрос о привлечении главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к участию в деле в качестве административного ответчика на основании части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что без его участия рассмотрение административного дело было невозможно, однако судом этого сделано не было.

Согласно решению Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 8 апреля 2005 года № С-40/3 «О формировании базы данных по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) местного значения» в список особо охраняемых природных территорий местного значения по Мариинско-Посадскому району Чувашской Республики был включен памятник природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад», созданный решением исполкома райсовета народных депутатов от 14 сентября 1983 года № 281 «О взятии под особую охрану памятников природы района», который находится на площади 1,8 га на землях администрации г.Мариинский Посад.

Из дела также следует, что в настоящее время памятник природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» расположен на территории Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по месту нахождения указанного памятника природы постановлением главы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 18 февраля 2008 года № 119 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 34888 кв.м с кадастровым номером ...35, имеющий вид разрешенного использования «для размещения парков».

Администрацией г. Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ранее были получены паспорт от 23 мая 2005 года на государственный памятник природы местного значения «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» и охранное обязательство от 23 мая 2005 года на государственный памятник природы местного значения «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад».

В деле имеется письмо администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 15 августа 2018 года № 01/02-11-1468 в адрес администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в котором указано, что для внесения в ЕГРН сведений о границах памятника природы местного значения «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» требуется провести работы по описанию местоположения границ данного объекта, в связи с чем на ближайшем собрании депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики будет рассмотрено предложение о внесении в бюджет городского поселения изменений в части выделения средств на проведение работ по описанию местоположения границ особо охраняемой территории местного значения (памятника природы) «Майский (Успенский) парк в г.Мариинский Посад».

Сведения о принятии органами местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ памятника природы местного значения «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» в деле отсутствуют.

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом изложенного выше суду надлежало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на основании указанных положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как права и обязанности данного органа местного самоуправления могли быть затронуты при разрешении административного дела, и выяснить ее мнение по доводу администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о том, что она не является надлежащим ответчиком по административному делу, что судом также не сделано.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

отменить решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 10 октября 2018 года и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33а-210/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Мариинско-Посадского района ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ярадаев А.В.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
17.12.2018[Адм.] Передача дела судье
21.01.2019[Адм.] Судебное заседание
04.02.2019[Адм.] Судебное заседание
22.02.2019[Адм.] Передано в экспедицию
22.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
04.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее