Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Ашуркова А.П.
с участием прокурора Антоновой В.М.
при секретаре Галкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1184/18 по иску прокурора г. Сызрани в интересах РФ и неопределенного круга лиц к МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
В обоснование своих доводов указал на то, что прокуратурой г. Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства и исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа прокурора Самарской области от 29.12.2017 № 251 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка, по результатам которой установлено, что МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» не исполняются требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предупреждения и предотвращения коррупции.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействием коррупции является деятельность в том числе, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по направлениям предупреждения коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); выявлению, предупреждению, пресечению коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций (независимо от форм собственности) разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Данные меры включают в себя: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Данные положения распространяются на все организации (юридические лица).
Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно п. п. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Таким образом, требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предупреждения и предотвращения коррупции распространяется, в том числе, в отношении муниципальных учреждений.
Положения ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» вступили в силу и действуют с 03.12.2012, однако в рамках проверки установлено, что МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» не приняты меры по профилактике коррупционных нарушений.
Установлено, что в МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в учреждении не разработана и не принята антикоррупционная политика, кодекс этики и служебного поведения работников, которым необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников учреждения в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного учреждения коррупционных рисков; не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик» антикоррупционных стандартах.
Неисполнение требований законодательства в части предотвращения коррупции нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В связи с указанными нарушениями, не обеспечивается в полной мере открытость, доступность и публичность деятельности муниципальных учреждений в области противодействия коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции указан принцип публичности и открытости деятельности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит обязать МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик» принять меры по предупреждению коррупции в организации и разработать комплекс мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», а именно: определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик»; разработать комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников учреждения в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности муниципального учреждения коррупционных рисков - принять антикоррупционную политику учреждения; разработать и принять кодекс профессиональной этики МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик»; обязать осуществить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в учреждении антикоррупционных стандартах антикоррупционной политике, Кодексе профессиональной этики МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик».
В судебном заседании помощник прокурора г.о. Сызрань Антонова В.М. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель ответчика МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик» по доверенности Пегов С.Н. в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело без его участия, участвуя в предыдущем судебном заседании, иск признал.
Суд, проверив дело, заслушав представителя прокуратуры г.Сызрани, исследовав письменные доказательства, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О противодействии коррупции" противодействием коррупции является деятельность в том числе, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по направлениям предупреждения коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); выявлению, предупреждению, пресечению коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 13.3 ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Судом установлено, что прокуратурой г. Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства и исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа прокурора Самарской области от 29.12.2017 № 251 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка, по результатам которой установлено, что МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» не исполняются требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предупреждения и предотвращения коррупции.
В МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в учреждении не разработана и не принята антикоррупционная политика, кодекс этики и служебного поведения работников, которым необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников учреждения в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного учреждения коррупционных рисков; не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик» антикоррупционных стандартах.
Неисполнение требований законодательства в части предотвращения коррупции нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В связи с указанными нарушениями, не обеспечивается в полной мере открытость, доступность и публичность деятельности муниципальных учреждений в области противодействия коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах антикоррупционная политика должна быть разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах РФ и неопределенного круга лиц к МКУ городского округа Сызрань «Сызраньстройзаказчик» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции удовлетворить.
Обязать МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик» принять меры по предупреждению коррупции в организации и разработать комплекс мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», а именно:
- определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик»;
- разработать комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников учреждения в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности муниципального учреждения коррупционных рисков - принять антикоррупционную политику учреждения;
- разработать и принять кодекс профессиональной этики МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик»;
- обязать осуществить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в учреждении антикоррупционных стандартах антикоррупционной политике, Кодексе профессиональной этики МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: