Дело № 2-3343/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2018 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Медной Ю.В.,
при секретаре Ханиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора Кировского района города Саратова Кондратенко Д.Н.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Уманца И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лицо комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и понуждении инициировать процедуру признания дома аварийным,
установил:
прокурор Кировского района города Саратова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) о признании бездействия незаконным, обязании инициировать процедуру признания дома аварийным, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой Кировского района города Саратова проведена проверка исполнения жилищного законодательства на территории Кировского района муниципального образования «Город Саратов», в ходе которой установлено, что на территории района расположен многоквартирный дом № 77 лит. АБ по улице Московской в городе Саратове, в котором имеется муниципальное помещение. В соответствии с актом межведомственной проверки от 16 февраля 2018 года установлено, что данный дом, в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27 сентября 2003 года, имеет комплекс повреждений. Кроме того, согласно справке отдела надзорной деятельности по городу Саратову ГУ МЧС России по Саратовской области, жилой дом № 77 лит. АБ по улице Московской города Саратова эксплуатируется с нарушением Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», условия проживания в данном доме не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также на основании выводов заключения ООО «Потенциал Строй» по результатам обследования названного жилого дома, физический износ конструкций здания составляет 82%, техническое состояние объекта аварийное, капитальный ремонт нецелесообразен.
Указывая, что Администрация не предпринимает надлежащих мер к устранению выявленных нарушений технической эксплуатации обследованного жилого дома и признания его аварийным, полагает, что жители дома не имеют возможности воспользоваться правом участия в ведомственных целевых программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Кроме того, бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу для неопределенного круга лиц, постоянно и временно находящихся в указанном жилом доме. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации №47 от 28 января 2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного в многоквартирном доме № 77 по улице Московской в городе Саратове; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28января 2006 года в отношении указанного дома с целью признания дома аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района города Саратова Кондратенко Д.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить, как подтвержденные представленными доказательствами.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Уманец И.И., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать. Полагал, что административным истцом не представлено достаточных доказательств о наличии оснований для инициирования процедуры признания жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Московская, д. 77, Лит. АБ, аварийным. Кроме того, собственники помещений в названном доме не обращались в Администрацию с заявлениями о признании дома аварийным.
Представители заинтересованных лиц комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении, либо возражений относительно заявленных требований, от них не поступало.
Принимая во внимание мнение участников процесса, руководствуясь ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст. 10 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Из материалов дела следует, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» значится жилое помещение № 13 в многоквартирном доме № 77 по ул. Московской г. Саратова.
В соответствии с актом проверки от 16 февраля 2018 года, проведенной прокуратурой Кировского района города Саратова с привлечением главного специалиста-эксперта инспекционного отдела по г. Саратову Государственной жилищной инспекции Саратовской области, при инспектировании жилого дома, расположенного по адресу: город Саратов, улица Московская, дом 77, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), а именно разрушение облицовки, штукатурного, фурнитурного или окрасочного слоев стен и цоколя во дворе дома, наличие трещин, местные разрушения, наличие местных разрушений и других повреждений фундамента, отслоение штукатурки, трещины, провисание и зыбкость перекрытий, неисправность, износ кровельного покрытия, протечки, наличие трещин на стенах лестничных клеток (л.д. 15-21).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № 370 от 19 февраля 2018 года, условия проживания в жилом доме № 77 по улице Московской в Кировском районе города Саратова не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 25-27).
Из справки государственного инспектора города Саратова по пожарному надзору УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области и помощника прокурора Кировского района г. Саратова от 16 февраля 2018 года усматривается, что при проверке многоквартирного дома № 77 по улице Московской города Саратова были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, а именно: в коридоре второго этажа жилого дома не все светильники эксплуатируются с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; имеются многочисленные повреждения штукатурного слоя потолочного и настенного покрытия (л.д. 23-24).
В соответствии с ответом МУП «Городское бюро технической инвентаризации» на требование прокурора от 16 февраля 2018 года процент износа вышеуказанного жилого дома по состоянию на 1983 год составляет 54% (л.д. 10).
Как следует из заключения ООО «Потенциал Строй» по результатам обследования и оценки состояния многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Московская, д.77, физический износ конструкций здания составляет 82%, техническое состояние объекта аварийное, капитальный ремонт данного дома нецелесообразен в связи с суммарным техническим состоянием конструкций здания и его физическим износом.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что вышеуказанный дом аварийным не признавался.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), согласно которому установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения)
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен пунктами 42 - 52 Положения.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п. 44 Положения).
В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, перечень которых приведен в указанном пункте Положения.
В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Постановлением администрации города Саратова от 09 июня 2015 года № 1415 была создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в соответствии с п.п. 3.1.12 - 3.1.14 которого по окончании работы межведомственная комиссия составляет в трех экземплярах заключение по установленной форме с указанием соответствующих оснований принятия решения; направляет один экземпляр заключения комиссии и акт обследования (в случае его составления) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, соответствующую администрацию района муниципального образования "Город Саратов" для принятия в установленном порядке решения, предусмотренного абзацем 7 пункта 7, пункта 8 Положения, и издания распоряжения в соответствии с пунктом 49 Положения; направляет в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, по одному экземпляру распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, имеют место другие дефекты, Администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, в том числе о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что непринятие мер по оценке технического состояния дома и принятия решения о его пригодности для дальнейшего проживания на настоящий момент создает угрозу жизни, здоровью граждан. Обращение в межведомственную комиссию иных лиц помимо Администрации невозможно, ввиду отсутствия у данных лиц необходимого объема документов. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
В соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования «Город Саратов» местное самоуправление в городе осуществляется в соответствии с указанными правовыми актами на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, государственных гарантий осуществления местного самоуправления, законности, гласности, самостоятельности решения населением города вопросов местного значения, сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед населением города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления города отдельных государственных полномочий. На собственника жилого помещения возложена обязанность по капитальному ремонту, капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения в соответствии со ст. 681 ГК РФ.
Суд полагает обоснованным довод прокурора о наличии со стороны Администрации бездействия по неосуществлению контроля за сохранностью муниципальных помещений, расположенных по адресу: город Саратов, улица Московская, дом 77, выразившегося в непринятии мер к оценке технического состояния жилого дома, имеющего признаки физического износа.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования, как собственник муниципального фонда по вышеуказанному адресу, несущий обязанность, предусмотренную ст.ст. 2, 14 ЖК РФ, пп. 3, 6, 8 п. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», обязана инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28января 2006 года, подготовить и представить документы, указанные в пунктах 44, 45 Положения для принятия решения по вопросу о возможности дальнейшей эксплуатации жилого фонда.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные прокурором Кировского района города Саратова административные исковые требования к Администрации в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ 77.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 42 - 52 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2006 ░░░░ № 47, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ 77, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 06 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░