Решение по делу № 2-1727/2019 от 08.10.2019

УИД: 11RS0002-01-2019-002877-59

Дело № 2 – 1727/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута 7 ноября 2019 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

при секретаре Типнер О.Н.,

с участием представителя истца прокурора Ивашкиной М.А.,

представителя ответчика Бережного А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к АО «Воркутауголь» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства транспортной безопасности,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» (далее АО «Воркутауголь») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оснастить объект транспортной инфраструктуры – железобетонный мост (длина 174,6 м) через реку Воркута на 2 км соединительного пути № 10 пост Южная – шахтный пост Воркутинская техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеомониторинг в технологическом секторе зоны транспортной безопасности, выявление нарушителя в режиме реального времени на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, документирование перемещения персонала и посетителей через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности, а также на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Воркутинской транспортной прокуратурой в период с 12 апреля по 8 мая 2019 г. проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на категорированном объекте транспортной инфраструктуры (железнодорожный железобетонный мост (длина 174,6м) через реку Воркута на 2 км соединительного пути № 10 пост Южная - шахтный пост Воркутинская) АО «Воркутауголь», в результате которой установлены факты нарушения норм законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на категорированном объекте транспортной инфраструктуры.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление и дополнение к ним, в которых он указал, что после выявленных транспортным прокурором нарушений АО «Воркутауголь» был разработан план их устранения, в котором были указаны реальные сроки исполнения мероприятий по транспортной безопасности с соответствующим обоснованием. Пункты 1, 3, 5, 6-27, 29, 37-46 по представлению № 23/1-3-2018/29 от 17 мая 2019 г. устранены, по остальным проводится работа. Устранить все нарушения единовременно не представляется возможным, поскольку на территории Республики Коми отсутствуют аккредитованные подразделения транспортной безопасности, затраты на оснащение одного моста техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, указанными в иске составят более пятит миллионов рублей, затраты на ежегодные расходы по охране моста аккредитованными подразделениями транспортной безопасности – белее сорока пяти миллионов рублей, однако подобные затраты заблаговременно вносятся в бюджет на следующий год. Поскольку указанные прокурором технические средства и инженерные сооружения должны соответствовать установленным законом требованиям, для чего необходимо разработать проект, на который также потребуются денежные средства. Таким образом, АО «Воркутауголь» ведёт работу по исполнению законодательства в обрати требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Указанный мост находится в технически исправном состоянии, используется для транспортировки угля с шахты «Воркутинская» и для доставки грузов на шахту, пассажирское движение по данному мосту не осуществляется. В первой половине ноября 2019 г. на мосту будут установлены новые таблички с подробным описанием требований по соблюдению транспортной безопасности на объекте. Издан приказ о возложении на ответственных должностных лиц обязанности по организации проведения ежедневного осмотра и мониторинга указанного железнодорожного моста, в соответствии с которым при выявлении нарушителей, совершения и подготовки АНВ следует действовать в порядке, предусмотренном Положением о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры. Реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью людей при эксплуатации указанного железнодорожного моста не установлена. Мост находится в тундре в районе пос. Южный, относится к самой низкой категории объектов транспортной инфраструктуры, то есть наименее привлекательной с точки зрения совершения террористических актов. Указанный прокурором срок устранения нарушений недостаточен для выполнения мероприятий по транспортной безопасности, что ставит ответчика в заведомо невыполнимые условия.

Также указал, что требования прокурора не содержат в себе конкретных условий их выполнения, то есть в каком конкретно месте необходимо разместить видеокамеры, какой марки, модели и сертификации они должны быть, какими техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности необходимо оснастить железнодорожный мост, чтобы обеспечить документирование перемещения персонала и посетителей через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности, а также на критические элементы транспортной инфраструктуры, какими техническими средствами необходимо оснастить железнодорожный мост, чтобы обеспечить выявление нарушителя в режиме реального времени на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры. Просил отказать в удовлетворении исковых требований, а в случае их удовлетворения установить срок выполнения мероприятий по транспортной безопасности по 1 января 2022 г. (л.д. 47-51, 190-192).

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним.

Выслушав объяснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ).

Согласно указанному закону, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма.

На основании ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ) на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п.п. 10, 6, 9 ст. 1, ст. 2, ч.1 ст.4, п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ, транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств относится к основным задачам обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п.п. 1, 2.1, 3 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора; результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Исходя из ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона №16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение указанных положений Федерального закона постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее Требования).

Согласно п. 15 Требований, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры IV категории дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 5 настоящего документа, обязан: оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеомониторинг в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности, технологическом секторе зоны транспортной безопасности и в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности; выявление нарушителя в режиме реального времени на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; документирование перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, а также на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пп. «в» п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе мосты.

АО «Воркутауголь» является собственником железнодорожного железобетонного моста (длина 174,6 м) через реку Воркута на 2 км соединительного пути № 10 пост Южная – шахтный пост Воркутинская.

Согласно уведомлению Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14 июля 2017 г. указанный мост включён в реестр категорированных объектов под номером ЖМН103740 и ему присвоена четвёртая категория.

По результатам прокурорской проверки выявлено неисполнение АО «Воркутауголь» требований по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – железобетонном мосту (длина 174,6 м) через реку Воркута на 2 км соединительного пути № 10 пост Южная – шахтный пост Воркутинская, в связи с чем, 17 мая 2019 г. в адрес генерального директора АО «Воркутауголь» направлено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 11-32).

17 июня 2019 г. представителем АО «Воркутауголь» направлен ответ р приятых мерах к устранению указанных в представлении нарушений и документов, подтверждающих их, из которых следует, что по представлению транспортного прокурора от 17 мая 2019 г. ответчиком им исполнены подп. 2, 6, абз. 3-13, 15-26 подп. 9, подп. 11 и 31 п. 5 Требований, а именно: изданы приказ о назначении должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, приказы о вводе в действие ОРД для обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, проведена проверка и получен ответ от ОМВД по г. Воркуте (л.д. 171-177).

Доказательств исполнения АО «Воркутауголь» требований, предусмотренных абз. 3, 6, 7 пп. 1 п. 15 Требований не представлено, ответчиком не оспаривается факт их неисполнения.

При таких обстоятельствах, ответчиком не выполнены требования по обеспечению готовности к эффективным и быстрым мерам реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, возложенные на него в соответствии с положениями Федерального закона № 16-ФЗ, что не способствует предупреждению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов и ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределённого круга лиц, в связи с чем, исковые требования Воркутинского транспортного прокурора правомерно заявлены в защиту интересов неопределённого круга лиц и подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что он совершал действия по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на категорированном объекте транспортной инфраструктуры, в связи с чем, требования истца о признании незаконным его бездействия не подлежат удовлетворению, суд не принимает во внимание, поскольку из представленных в обоснование данного довода документов, следует, что данные действия совершены ответчиком не в полном объёме в декабре 2018 г., июне-октябре 2019 г. (л.д. 52-168), несмотря на то, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта вступили в силу с 1 июля 2017 г.

Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности предусмотрена ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным вынести дополнительное решение в данной части.

Учитывая обстоятельства дела, характер и длительность мероприятий необходимых для исполнения требований истца, суд считает разумным установить для исполнения решения суда срок один год шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Определяя размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает, что подлежат удовлетворению требования неимущественного характера, следовательно, размер государственной пошлины составляет 300,00 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к АО «Воркутауголь» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства транспортной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие АО «Воркутауголь» по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на категорированном объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожный железобетонный мост (длина 174,6 м) через реку Воркута на 2 км соединительного пути № 10 пост Южная – шахтный пост Воркутинская.

Возложить на АО «Воркутауголь» обязанность оснастить объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный железобетонный мост (длина 174,6 м) через реку Воркута на 2 км соединительного пути № 10 пост Южная – шахтный пост Воркутинская техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеомониторинг в технологическом секторе зоны транспортной безопасности; выявление нарушителя в режиме реального времени на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; документирование перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, а также на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с акционерного общества «Воркутауголь» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (8 ноября 2019 г.).

Председательствующий подпись Е.С.Комиссарова

Копия верна.

Судья Комиссарова Е.С.

2-1727/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор г. Воркуты
Ответчики
АО "Воркутауголь"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
vktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее