Решение по делу № 33-2139/2012 от 29.02.2012

Судья Калинина Н.И.    

Дело № 33-2139

Г.Пермь    14 марта 2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б. Судей Кузнецовой Г.Ю., Абашевой Д.В. При секретаре Араслановой О.Р.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 14.03.2012 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 25.01.2012 года, которым постановлено:

Возложить на Администрацию Очерского муниципального района Пермского края обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края предоставить вне очереди Ситниковой К.В. в черте г. Очер Пермского края благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, проверив материалы дела, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Очерского района обратился в суд в интересах Ситниковой К.В. с иском к администрации Очерского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению Ситниковой К.В. благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. Заявленные требования обосновывал тем тем, что с 09 августа 2007 года Ситникова К.В., как сирота, состоит в очереди на получение жилого помещения по списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения она не имеет.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал.

Ситникова К.В. исковые требования прокурора поддержала.

Представитель администрации Очерского муниципального района иск не признал.

Правительство Пермского края представителя в судебное заседание не направило.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Правительство Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению, а именно: Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», в то время как жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..., утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления по месту постановки на учет, не ниже установленной социальной нормы площади жилья в соответствующем муниципальном районе. Предоставление Ситниковой К.В. за счет средств бюджета Пермского края жилой площади в большем объеме приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых необходимо обеспечивать жилыми помещениями.

Прокурором Очерского района представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения по правилам главы 39 Гражданского процессуального Кодекса РФ, не находит оснований для его отмены.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года № 575-п ), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008года № 255-ПК « О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.

Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.( ст. 9 )

Удовлетворяя требования прокурора, и делая вывод о том, что Ситникова К. В. вправе претендовать на внеочередное получение жилого помещения, суд исходил из того, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет какого-либо закрепленного за ней жилого помещения.

Поскольку лицами, участвующими в деле, решение суда в части возложения на администрацию Очерского муниципального района обязанности по предоставлению Ситниковой К.В. жилого помещения не обжалуется, судебная коллегия не проверяет законность и обоснованность решения суда в указанной части.

Доводы кассационной жалобы Правительства Пермского края сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению Ситниковой К.В. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Очерского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п.

При определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, установленная решением Очерского городского поселения № 111 от 06.03.2007 г. норма предоставления в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи, не может быть применена при разрешении данного спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Ссылка суда на Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК обоснованна, поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.

Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:

33 кв. м - для одиноких граждан;

42 кв. м - на семью из двух человек;

18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, данный закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.

Иных доводов, имеющих правовое значение и влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 25.01.2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2139/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Очерского р-на (в интересах Ситниковой К.В.)
Ситникова К.В.
Ответчики
Администрация О.р.
Правительство П.к.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кузнецова Галина Юрьевна
14.03.2012Судебное заседание
15.03.2012Дело сдано в канцелярию
19.03.2012Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее