Дело № 2-1796/2020
УИД 61RS0020-01-2020-003493-97
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 ноября 2020 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судья Селицкой И.Ю.,
при Секретаре Сугейко Д.А.,
с участием представителя истцов Шаповалова А.В., Калининой Е.В. – адвоката Веригиной Н.Н., действующей на основании ордера №.... от 24.09.2020,
представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области - Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №.... от 06.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1796/2020 по иску Шаповалова А.В., Калининой Е.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего сына Калинина Б.А., к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с Шаповаловым А.В., Калининой Е.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего сына Калинина Б.А., .... года рождения, зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что зарегистрированы и проживают в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира является муниципальной собственностью и принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Город Новошахтинск». Жилой дом №.... по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой .... ОАО «Ростовуголь». Лица, зарегистрированные в данном жилом доме, в том числе и их семья в составе 3-х человек, включены в дополнительный список граждан, проживающих в ветхом жилье, и подлежащих переселению. Согласно Правилам предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 54 кв.м.
Обратившись в Администрацию г. Новошахтинска, они предоставили весь необходимый пакет документов для переселения, и написали заявление о том, что желают на выделенную социальную выплату купить жилье на вторичном рынке, так как нуждаются в скорейшем переселении в благоустроенное жилье.
Администрация г. Новошахтинска заверила, что при поступлении финансирования по программе переселения граждан из ветхого жилья в 2020 году, с ними будет заключен соответствующий договор о предоставлении социальной выплаты.
Однако при поступлении финансирования в 2020 году их в списки на финансирование не включили. При повторном обращении с письмом уже в 2020 году, им ответили, что денежные средства уже израсходованы и необходимо ждать следующего года. При этом конкретный срок расселения их семьи не установлен. В доме осталась проживать только их семья.
В судебное заседание истцы Шаповалов А.В., Калинина Е.В., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетнего сына Калинина Б.А., не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с участием адвоката Веригиной Н.Н., указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов Шаповалоа А.В., Калининой Е. В. – адвокат Веригина Н.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просила требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области - Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что при поступлении денежных средств с истцами будет заключен договор о предоставлении соцвыплаты в добровольном порядке. Также пояснила, что претензий к пакету документов истцов не имеется. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в квартире №...., расположенной в доме №.... по <адрес>. Данный дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой .... ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под № ТЭО 626. Данный список граждан утвержден протоколом от 15.05.2015.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которые лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Из материалов дела следует, что истцы в 2018 и 2019 годах обращались в Администрацию города с заявлением о заключении договора о предоставлении соцвыплаты, в удовлетворении которого было отказано в связи с отсутствием денежных средств.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат.
Суд также полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.
Более того, как следует из материалов дела, в Список граждан. подлежащих переселению… включено 8 семей, проживающих в доме №.... по <адрес>, не переселена только семьи истцов. Однако, данному обстоятельству ответчиком не было дано оценки при решении вопроса об установлении очерёдности переселения граждан в предшествующих годах, при том, что претензий к пакету документов, представленных истцами в Администрацию города, ответчик не имеет.
Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истцов на получение социальных выплат, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить нарушенное право истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шаповалова А.В., Калининой Е.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего сына Калинина Б.А. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области заключить с Шаповаловым А.В., Калининой Е.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего сына Калинина Б.А., .... года рождения, зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение суда составлено 30.11.2020 с учетом положений ст.ст. 107, 108 ГПК РФ.