УИД 74RS0033-01-2022-000289-94
Дело № 2-234/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 7 июля 2022 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко Елены Михайловны к Управлению социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о взыскании компенсации морального вреда, материального ущерба,
Установил:
Мартыненко Е.М. обратилась с требованиями к Управлению социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее по тексту УСЗН Нагайбакского муниципального района) о признании жилья ветхо аварийным, выплате компенсации.
В обоснование заявленных требований указано, что в 2013 году в Челябинской области Нагайбакском районе с. Париж был паводок. Мартыненко Е.М. с семьей из четырех человек проживала в по <адрес>. Дом был признан ветхо аварийным, к жилью не пригодным. Министерством социальной защиты было выделено <данные изъяты> рублей, на каждого по <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей на ремонт домовладения и <данные изъяты> рублей от Правительства. Денежные средства были потрачены на восстановление жилья, поскольку иного жилья у них не было. Дом продолжал разрушаться, они надеялись на получение остальных денег. На обращения в различные инстанции документы были выданы как на частичную утрату дома, хотя изначально по документам было указано на полную утрату. В период паводка в доме была повреждена вся мебель и техника. Им было выделено матрац, одеяло, подушки и два комплекта постельного белья. Поскольку жить было негде, сын учился в г. Магнитогорске в коррекционной школе и, они вынуждены уехать в город, где проживают в садовом домике. До настоящего времени дом не восстановлен, разрушен, проживание в нем невозможно, просит взыскать 1 000 000 рублей компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела Мартыненко Е.М. уточнила требования /л.д.77-78/, от требований о признании дома ветхо аварийным и его восстановлении отказывается, просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 600 000 рублей и материальный ущерб 600 000 рублей. Указала, что после случившегося паводка в 2013 году она писала везде, но всегда был отказ с указанием, что как только в бюджет поступят деньги, ей помогут, до настоящего времени помощь ей не оказана.
Истец Мартыненко Е.М. в судебном заседании на требованиях настаивает, пояснила, что после паводка в 2013 году, дом в котором она проживала с семьей стал разрушаться. Министреством социальных отношений Челябинской области на семью было выделено по 10 000 рублей на каждого, 50 000 рублей на ремонт домовладения и 40 000 рублей было выделено Правительством Челябинской области. Все денежные средства ушли на ремонт дома. Несмотря на предупреждения они проживали в разрушающемся доме, поскольку иного жилья у них не было. У них пострадала вся мебель. Поскольку сын учился в Магнитогорске в коррекционной школе, они его забирали только на выходные, в последствие уехали в город и стали проживать в садовом домике у знакомых. Материальный ущерб на сумму 600 000 рублей она просит за то, что пострадала вся мебель и предметы обихода. Каких- либо денежных средств на восстановление дома она не получила, хотя остальным жителям села денежные средства были выплачены в полном объеме.
Ответчик Управление социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области - представитель Маметьев Е.Г. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражал против удовлетворения требований пояснил, что после паводка в 2013 году УСЗН только принимало документы от пострадавших и формировало пакет документов для направления в Министерство социальных отношений, дальнейшая работа по выделению и распределению средств производилась непосредственно Министерством. Денежные средства, которые были выделены семье Мартыненко Е.М. она получила в полном объеме. Комиссии, которая бы оценивала утрату имущества не было. Считает, что Мартыненко Е.М. не доказала причиненный ей материальный ущерб на сумму 600 000 рублей, в связи с чем не доказан причиненный моральный вред от действий УСЗН. Сроки обращения с требованиями Мартыненко Е.М. пропущены, прошло уже практически 10 лет с момента паводка.
Ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области привлечено к участию в деле по инициативе суда.
Представитель Романов А.В. по доверенности №-ю от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что в части оказания финансовой помощи пострадавшим во время чрезвычайной ситуации муниципального характера Министерство социальных отношений Челябинской области в 2013 году руководствовалось Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и действовало в рамках полномочий определенных распоряжением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рп. Челябинская область как субъект РФ и Министерство социальных отношений Челябинской области уполномочены только на предоставление списков граждан пострадавших в чрезвычайной ситуации в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с п.8,9. Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ производилось на основании решения Правительства РФ, принимаемого на основании документов представленных Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все поступления федеральных денежных средств поступали на счет Министерства социальных отношений Челябинской области. Исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ закончено, средств на счете не имеется, то есть все средства были истрачены по назначению. Иных денежных средств распоряжением Правительства не предусмотрено, действие данного нормативного акта прекратилось в связи с его исполнением. Мартыненко Е.М. подтверждает получение денежных средств, предназначенных гражданам после паводка 2013 года, в связи с чем, оснований для взыскания материального ущерба не имеется, моральный вред не причинен.
Третье лицо- представитель администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области Ломакин Д.Е. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что по денежным средствам, которые выделись пострадавшим после паводка 2013 года пояснить ничего не может. По ветхо аварийному жилью, Мартыненко Е.М. обращалась в администрацию района, комиссия выезжала на место, однако у данной комиссии нет полномочий о постановке на учет жилья в качестве ветхо аварийного.
Представитель третьего лица- администрации Парижского сельского поселения – глава поселения Платонов И.М. в судебном заседании возражал против требований Мартыненко Е.М., пояснил, что семья Мартыненко Е.М. проживала в поселении до 2010 года. В 2013 году в период паводка семья не проживала, но поскольку была зарегистрирована в жилом помещении, то была признана нуждающейся. После паводка и подтопления дома, он разрушается, в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, никто его не восстанавливал, Мартыненко Е.М. проживает в городе. О дополнительных списках по выделению 200 000 рублей семьям ему ничего не известно. Пострадавшие от паводка жители получали денежные средства по различным спискам. Его семья, пострадавшая от паводка, также получала денежные средства в размере 10 000 рублей на человека, 50 000 рублей и 40 000 рублей. Каких либо списков о поврежденном имуществе в поселении не составлялось.
Третьи лица Павлов А.В. и Павлова Д.Е. в судебное заседание не явились, извещались по месту регистрации. Павловым А.В. представлено в материалы дела заявление /л.д.87/ о несогласии с требованиями Мартыненко Е.М., указано, что поскольку Мартыненко Е.М. в 2013 году не проживала в <адрес>, дом был заброшен, то оснований требовать компенсации морального вреда у неё не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами и участниками процесса, летом 2013 года в Челябинской области сложилась чрезвычайная ситуация связанная с ливневыми дождями. Село Париж Нагайбакского района Челябинской области оказалось в зоне подтопления.
Постановлением Губернатора Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Парижском сельском поселении введена чрезвычайная ситуация.
Семья Мартыненко Е.М. состояла на регистрационном учета в <адрес>.
В силу абзаца 7 ч.1 ст. 18 Федерального закона « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21 декабря 1994 года, граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.2 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Во исполнение требований ч.2 ст.18 названного Закона, постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые действовали в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно пп. «г» и «д» п.9 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи ( из расчета 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью), а так же оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество -100 000 рублей на человека).
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 1431-р, в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, в том числе на территории Челябинской области (п.«ж» ч.3 Распоряжения), в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 Правительству Челябинской области выделено 529 760 тыс. рублей, в том числе: до 56 760 тыс. рублей – на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 94 600 тыс. рублей – на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества; до 378 400 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.
Распоряжением Правительства №2258-р от 13 ноября 2014 года внесены изменения в п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 1431 –р, выделяемая сумма Челябинской области уменьшена до 346 560 тыс. рублей.
Как установлено судом и подтверждается представленными материалами дела : Ответом Министерства Челябинской области №-М от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Мартыненко Е.М. на её обращение в Правительство Челябинской области направлен ответ согласно которому, формирование списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, для оказания им помощи осуществлялось на основании обследования частных жилых помещений, проводимых по заявлениям граждан межведомственной комиссией администрации. При этом, материальная помощь, осуществляемая за счет средств резервного фонда Правительства РФ оказывалась гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Семье Мартыненко Е.М. за счет средств областного бюджета выплачена материальная помощь в размере 40 000 рублей ( из расчета 10 000 рублей на каждого члена семьи) и финансовая помощь на восстановление и ремонт жилья в размере 50 000 рублей. За счет средств резервного фонда Правительства РФ выплачена единовременная материальная помощь в размере 40 000 рублей./ л.д.17-18/.
Аналогичный ответ Мартыненко Е.М. был дан Министерством Социальных отношений ДД.ММ.ГГГГ за №-М. Данный ответ дополнительно содержит информацию о том, что в связи с частичной утратой имущества семья Мартыненко Е.М. включена в список на получение финансовой помощи (общая сумма 200 000 рублей) за счет средств федерального бюджет. Осуществление денежных выплат будет возможно после выделения дополнительных бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ /л.д. 15-16/.
Согласно ответа Министерства социальных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с полным освоением Челябинской областью финансовых средств, предусмотренных для оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было отказано региону в выделении денежных средств из резервного фонда Правительства РФ. Оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи прекращено /л.д. 36-38/.
Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан от ДД.ММ.ГГГГ № А№ Мартыненко Е.М. был дан ответ, согласно которому в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией в летний период 2013 года Челябинской области выделены денежные средства из резервного фонда Правительства РФ на оказание трех видов помощи. Размер помощи определяется по результатам обследования частного жилого помещения и утраченного имущества, проводимого межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления, по заявлениям граждан. Конкретный размер помощи за счет средств федерального и областного бюджетов определяется исходя из размера установленного фактического ущерба жилому помещению и находящемуся в нем имуществу в результате чрезвычайной ситуации /л.д 28/.
Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан ДД.ММ.ГГГГ №, в адрес Мартыненко Е.М. на её обращение дан ответ, что Управлением социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в Министерство социальных отношений Челябинской области были направлены документы о предоставлении семье финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества на сумму 200 000 рублей. В связи с полным освоением Челябинской областью финансовых средств, предусмотренных для оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было отказано региону в выделении денежных средств из резервного фонда Правительства РФ. Оказание единовременной материальной помощи в связи с частичной утратой имущества, пострадавших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождающихся паводками, прекращено.
На рекомендации Мартыненко Е.М. об обращении в судебные органы по месту жительства для вынесения решения о признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, принадлежащего ей на праве собственности, она в суд не обращалась / л.д. 24-25/.
Администрацией Нагайбакского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ за № /л.д.30/, от ДД.ММ.ГГГГ за № /л.д.21/, от ДД.ММ.ГГГГ за № М-242, /л.д.19/ даны ответы о выделении семье Мартыненко Е.М. денежных средств как пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией в период наводнения в Челябинской области в 2013 году.
Получение выплат в 2013 году за счет средств резервного фонда Правительства Челябинской области в размере 40 000 рублей (из расчета 10 000 рублей на каждого члена семьи, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации) в соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 27 августа 2013 года № 187-рп ; финансовой помощи на восстановление и ремонт жилья граждан, на основании распоряжения Правительства Челябинской области от 11 сентября 2013 года №218-рп в размере 50 000 рублей; единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда РФ в размере 40 000 рублей на основании распоряжения Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 1431-р Мартыненко Е.М. не отрицала.
По данным Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 04 февраля 2015 года № 43-424-7 «Поручение Правительства РФ от 03 декабря 2014 года № РД-П4-8919», в адрес Правительства Челябинской области разъяснено, что обращение Губернатора Челябинской области по вопросу выделения бюджетных ассигнований Правительству Челябинской области из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией сложившейся в результате прошедших в период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, на основании представленных обосновывающих документов МЧС России подготовило и направляет на согласование проект распоряжения правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований в размере 13 280 000 рублей из резервного фонда Правительству Челябинской области /л.д. 23/.
В судебном заседании представителем Министерства социальных отношений представлено Распоряжение Правительства РФ о выделении в 2015 году из резервного фона Правительства РФ 13 280 000 рублей. В целях исполнения судебных решений в 2015 году Правительству Челябинской области выделено 1 210 000 рублей.
Таким образом, денежные средства из резервного фонда Правительства РФ выделены были гражданам, признанными пострадавшими в результате ЧС на территории Челябинской области и получившими это право на основании судебных решений.
Мартыненко Е.М. денежные средства, предусмотренные на получение финансовой помощи при чрезвычайной ситуации природного характера, сложившейся в летний период 2013 года, согласно составленным спискам получены в полном объеме. Дополнительных средств, для пострадавших в 2013 году в результате паводков в Правительство Челябинской области и передача данных средств в Министерство социальных отношений Челябинской области не поступало.
Согласно положений ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ (абзац 10) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
В силу положений статьи 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам гражданина относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда.
При рассмотрении материалов дела Мартыненко Е.М. не представлено допустимых доказательств, что действиями Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области и Министерства социальных отношений Челябинской области причинен ей моральный вред, в связи с чем, требования о его компенсации не подлежат удовлетворению.
Требования о компенсации морального ущерба не могут быть удовлетворены, поскольку, все причитающиеся выплаты в связи с утратой имущества связанного с чрезвычайной ситуацией в Челябинской области в 2013 году произведены в полном объеме, дополнительных средств не выделялось.
Что касается заявления ответчиков о пропуске истцом исковой давности обращения с требованиями в суд, то в данном случае суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
Правила определения момента начала течения исковой давности установлены ст. 200 Гражданского кодекса РФ, согласно пункту 1 которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку истец обратился в суд с пропуском срока исковой давности только в 2022 году о применении которого заявлено ответчиком, требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении требований Мартыненко Елены Михайловны ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( <данные изъяты>) к Управлению социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области (ИНН/КПП №), Министерству социальных отношений Челябинской области (ИНН/КПП №) о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного паводком 2013 года, отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 13 июля 2022 года.