ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 01 ноября 2023 года № 7а-389/2023
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Молокова Л.К., рассмотрев жалобу защитника Сальникова К.К. ФИО на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 10.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сальникова К.К.,
установила:
12.06.2023 старшим инспектором ДПС ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Вологде ФИО в отношении Сальникова К.К. составлен протокол об административном правонарушении, из содержания которого следует, что <ДАТА> в 11 часов 15 минут по адресу: <адрес> Сальников К.К. воспрепятствовал исполнению служебных обязанностей старшему инспектору ДПС ФИО, действовавшему в соответствии со статьями 26.1, 28.1 КоАП РФ, пунктом 19.1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», пунктом 6.7 приказа МВД РФ № 664 от 23.08.2017, а именно: умышленно ударил последнего дверью своего автомобиля, от чего тот испытал физическую боль.
07.07.2023 в протокол внесены дополнения, согласно которым Сальников К.К. не выполнил законное требование сотрудника ГИБДД ФИО открыть дверь автомобиля и предоставить доступ к ремням безопасности заднего сиденья своего транспортного средства с целью всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении и выяснения всех обстоятельств по части 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), тем самым Сальников К.К. воспрепятствовал исполнению служебных обязанностей сотрудникам ГИБДД ФИО и ФИО
Постановлением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 10.08.2023 Сальников К.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, защитник Сальникова К.К. ФИО обратился в Вологодский областной суд с жалобой, в которой, ссылаясь на не установление судом обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, а также внесение дополнений в протокол об административном правонарушении с нарушением требований закона, просил отменить постановление судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Защитник Сальникова К.К. ФИО в судебном заседании жалобу поддержал.
Иные участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав защитника Сальникова К.К. ФИО, свидетелей ФИО и ФИО, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ административным правонарушением признается неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Сальникова К.К. к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья Вологодского городского суда пришел к выводу о доказанности совершения Сальниковым К.К. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и при составлении протокола об административном правонарушении.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Частью 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, а также дополнений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения (дополнения) могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный процессуальный документ.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 данного Кодекса сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как установлено из материалов дела, в протокол об административном правонарушении, составленный старшим инспектором ДПС ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Вологде ФИО, 07 июля 2023 года в 12 часов 15 минут внесены дополнения в части существа вменяемого Сальникову К.К. административного правонарушения.
В целях извещения Сальникова К.К. о дате и времени внесения изменений в протокол инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Вологде по адресу его проживания направлена повестка, которая получена согласно почтовому уведомлению 27.06.2023.
В связи с оспариванием Сальниковым К.К. факта получения указанной повестки судьей направлен запрос в УФПС Вологодской области о предоставлении соответствующих сведений о лице, получившем заказное письмо.
Согласно полученным сведениям в ОПС обслуживаются Сальников К.К. (сын) и Сальников К.К. (отец), фамилия, имя и отчество которых совпадают полностью. Указанное выше почтовое отправление вручено Сальникову К.К. отцу, предъявившему извещение и документ, удостоверяющий его личность. В извещении формы 22 указаны паспортные данные лица, получившего почтовое отправление.
Из материалов дела следует, что паспортные данные лица, получившего почтовое отправление, не соответствуют паспортным данным Сальникова К.К., являющегося лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Судье принимается во внимание, что у сотрудников ГИБДД не имелось оснований сомневаться в надлежащем извещении Сальникова К.К. о дате и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении, поскольку на момент внесения дополнений имелось уведомление о полученной лицом повестке.
Вместе с тем, учитывая установленные по делу обстоятельства, следует признать, что дополнения в протокол об административном правонарушении должностным лицом внесены с нарушением требований КоАП РФ.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении от 12.06.2023 подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу, выводы о наличии в действиях Сальникова К.К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, являлись преждевременными.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление судьи первой инстанции о признании Сальникова К.К. виновным в совершении предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ правонарушения подлежит отмене, дело прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 10.08.2023 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сальникова К.К. прекратить.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Л.К. Молокова