УИД № 38RS0003-01-2022-000662-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Братск Иркутской области 25 мая 2022 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шашкиной Е.Н.,
при секретаре Ефимовой Ю.Д.,
с участием помощника прокурора г. Братска Иркутской области Двозинской М.Н., представителя истца комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования г. Братск по доверенности ФИО4, ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Братска к ФИО1, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципального образования города Братска, Министерство строительства Иркутской области, Братский межрайонный отдел судебных приставов по организации принудительного исполнения УФСИН в Иркутской области, об изъятии жилого помещения для нужд муниципального образования, путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования г. Братска (далее по тексту - КУМИ администрации МО г.Братска) обратился в суд к ФИО1 с иском, указав в его обоснование, что КУМИ администрации МО г.Братска в соответствии с п.п. «л» п. 4 постановления администрации МО г.Братска от 18 сентября 2015 года № 2177 осуществляет от имени МО г. Братска полномочия по изъятию земельных участков для муниципальных нужд. Постановлением Правительства Иркутской области от 01 апреля 2019 года № 270-пп утверждена региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах». 29 января 2021 года во исполнение муниципальной программы города Братска « Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования г.Братска от 15 октября 2013 года № 2759 вынесено постановление администрации муниципального образования города Братска № 128 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд», согласно которому на основании заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 02 апреля 2012 года № 112, изымается для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 38:34:015001:141, площадью 1666 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 30, категории земель населенных пунктов. Вместе с изымаемым земельным участком подлежит изъятию, в том числе жилое помещение – <адрес> кадастровым номером ***. Ответчик является собственником изымаемого жилого помещения ***, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 29,9 кв.м., на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРЕН ДД.ММ.ГГГГ ***. Согласно отчета независимого оценщика № 21-260/9 от 20 августа 2021 года, рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, с учетом положений п.7 ст. 32 ЖК РФ, составляет 1374500 рублей. В связи с изъятием земельного участка в адрес ответчика 04 октября 2021 года № Ис-25320/11/21 был направлен проект соглашения от 29 сентября 2021 года об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества. До настоящего времени Соглашение об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества от 29 сентября 2021 года не заключено.
На основании изложенного, учитывая, что до настоящего времени соглашение об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества (квартиры) от 29 сентября 2021 не заключено, ссылаясь на положения ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования г. Братска просил определить размер подлежащего выплате ФИО1 возмещения за принадлежащее ему изымаемое жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: РФ, <адрес>, в размере 1 374 500 рублей; изъять у ФИО1 для нужд муниципального образования города Братска, путем выкупа, жилое помещение – квартиру, распложенную по адресу: РФ, <адрес>, с предоставлением возмещения в размере 1374500 рублей; признать право собственности муниципального образования города Братска на указанное жилое помещение; возложить на ФИО1 обязанность предоставить в КУМИ администрации МО г.Братска данные о банковских реквизитах счета для перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца КУМИ администрации МО г. Братск по доверенности ФИО4 иск поддержала, просила суд учесть то обстоятельство, что положения ст. 32 ЖК РФ направлены не на улучшение жилищных условий граждан, а имеют по своей природе компенсационный характер. Также отметила, что земельный участок под аварийным многоквартирным домом изымается не для нужд муниципалитета, а в связи с признанием последнего аварийным. У истца отсутствуют свободные жилые помещения для предоставления их ответчику взамен изымаемого жилого помещения. Просила требования комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ФИО1 иск не признал, суду пояснил, что им было подано заявление о предпочитаемой форме возмещения за помещение в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в виде предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ, в Центральном районе города Братска.
Помощник прокурора ФИО5 в судебном заседании иск комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования <адрес> к ФИО1 полагала подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание представители третьих лиц МКУ «Дирекция капитального строительства и ремонта» МО г.Братска и Министерства строительства Иркутской области, Братский МОСП по ОПИ не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска ФИО4, ответчика ФИО1, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск КУМИ администрации МО г. Братск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: РФ, <адрес>, ж.<адрес>. Право собственности на данное жилое помещение возникло у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись (л.д. 19,20,21).
Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 1666 кв. м (л.д. 24-26).
Постановлением Правительства Иркутской области от 01 апреля 2019 года № 270-пп утверждена региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах».
Согласно приложению № 1 к региональной адресной программе Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах» (строка №135) многоквартирный жилой дом, расположенный в г. Братске Иркутской области по ул. Подбельского, 30, включен в указанную региональную адресную программу.
29 января 2021 года во исполнение муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования г.Братска от 15 октября 2013 года № 2759, целью которого являлось обеспечение устойчивого градостроительного развития территории, увеличение объемов строительства жилья и объектов социальной и инженерной инфраструктуры города Братска, вынесено постановление администрации муниципального образования города Братска № 128 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд», согласно которому на основании заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 02 апреля 2012 года № 112, изымается для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1666 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категории земель населенных пунктов.
Вместе с изымаемым земельным участком подлежит изъятию, в том числе жилое помещение – <адрес> кадастровым номером ***
Истцу направлено соглашение об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества от 29 сентября 2021 года, в котором размер возмещения за изымаемую у истца квартиру определен в размере 1 374 000 рублей.
Вместе с тем, как на момент обращения сторон в суд с настоящим иском, так и в ходе рассмотрения дела соглашение относительно вышеуказанной квартиры сторонами не заключено.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, имея возможность выбора способа защиты, реализовал свое право, предусмотренное статьей 32 ЖК РФ, избрав способ защиты своего жилищного права и обратившись к истцу 16 марта 2021 года с заявлением о предоставлении ему другого жилого помещения взамен занимаемого, что представителем истца не оспаривалось.
При этом, требований о выплате ему выкупной цены за занимаемое жилое помещение ФИО1 заявлено не было.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из материалов дела, жилой дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ФИО1, в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, процедура изъятия земельного участка и жилых помещений в доме, органами местного самоуправления соблюдена, собственник изымаемого жилого помещения ФИО1 определился со способом обеспечения его жилищных прав путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, в удовлетворении требований комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Братска об определении размера подлежащего выплате возмещения за изымаемое помещение, суд считает необходимым отказать.
Сторонам надлежит разрешить вопрос о судьбе квартиры ответчика, путем заключения соглашения с учетом избранного собственником любого из предоставленного законодательством способов обеспечения его жилищных прав.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении иска комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Братска к ФИО1, об изъятии жилого помещения для нужд муниципального образования, путем выкупа.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Шашкина Е.Н.
Мотивированное решение суда изготовлено 01 июня 2022 года.