№11-25/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2020 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Солдатковой Р.А.,
при секретаре Плужниковой Н.А.,
с участием представителя истца Урбанович И.Г.,
ответчика Шелест Г.В.,
представителя ответчика Поповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» к Шелест Галине Васильевне о взыскании суммы долга за жилищные услуги по управлению и содержанию коттеджного поселка по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» на решение мирового судьи судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области от 03 февраля 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Экосервис» обратилось к мировому судье с иском к Шелест Г.В. о взыскании задолженности за жилищные услуги по управлению и содержанию коттеджного поселка указав, что ответчик, согласно свидетельству о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельству о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Компанией, управляющей комплексной малоэтажной жилой застройкой в районе с.Ивановка (поселок Экодолье), избрано ООО «Экосервис». Данное решение принято собственниками жилых домов, расположенных на территории комплексной малоэтажной жилой застройки в районе с. Ивановка (поселок Экодолье), проведенного в форме совместного присутствия 16.02.2012 года, путем проведения в срок до 29.02.2012 года заочного голосования (протокол общего собрания от 02.03.2012 года).
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с решением принятым собственниками жилых домов, расположенных на территории комплексной малоэтажной жилой застройки в районе с. Ивановка (поселок Экодолье) от 02.03.2012 года и договора управления коттеджным поселком от 13.08.2015 года, Шелест Г.В. как собственнику земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, в период с февраля 2018 года по сентябрь 2019 года были оказаны услуги по управлению поселком и содержанию территорий общего пользования в соответствии с тарифом, установленным общим собранием в размере 2 рубля 25 копеек с одного квадратного метра площади земельного участка. А также услуги по охране территории коттеджного поселка по тарифу 200 рублей с домовладения.
Территории общего пользования, дороги коттеджного поселка Экодолье нуждаются в постоянном обслуживании, однако, доказательств участия в расходах за период с февраля 2018 года по сентябрь 2019 года, связанных с содержанием и управлением общим имуществом коттеджного поселка Экодолье, расположенного в районе с.Ивановка Оренбургской области ответчиком, как собственником жилого дома, не имеется.
Просили взыскать с ответчика сумму задолженности за жилищные услуги по управлению и содержанию коттеджного поселка с февраля 2018 года по сентябрь 2019 года в размере 37729,76 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 1332 рубля.
Определением мирового судьи от 22.01.2020 г. (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО Ивановский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области от 03 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью Экосервис к Шелест Г.В. о взыскании суммы долга за жилищные услуги по управлению и содержанию поселка отказано.
С данным решением не согласился истец ООО Экосервис и обратился с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе истец просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое, которым исковые требования ООО «Экосервис» к Шелест Г.В. удовлетворить в полном объеме, взыскав с Шелест Г.В. сумму долга за жилищные услуги по управлению коттеджным поселком за период с 01.02.2018 года по 30.09.2019 года в размере 37729,76 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1332 рубля. Апеллянт полагает, что мировой судья пришел к необоснованному выводу, указав, что обязанности, принятые ООО Экосервис по договору управления, частично согласуются с полномочиями органов местного самоуправления. Считает, что Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ не может применяться к отношениям сторон, вытекающим из заключения договора управления, так как договор управления содержит иные обязанности, отсутствующие в указанном правовом акте.
Представитель истца (подателя апелляционной жалобы) Урбанович И.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Ответчик Шелест Г.В., действуя лично и через представителя Попову А.Ю., допущенную к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение мирового судьи законным и обоснованным.
Представитель третьего лица администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения проверена судом в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом положений частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании ч. 1 ст.156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
На основании статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18); утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в том числе, следующие вопросы: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством вопросы местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые осуществляют их за счет средств местных бюджетов.
При этом органы местного самоуправления исполняют свои полномочия в пределах компетенции на территории соответствующих городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения.
Из материалов дела следует и мировым судьей установлено, что домовладение ответчика располагается по адресу: <адрес>, муниципальное образование Оренбургский район, Оренбургская область.
Сведений, указывающих на то, что поселению с названием «Экодолье» в порядке, установленном частью 1.1 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, был присвоен самостоятельный статус городского, сельского поселения или муниципального района в деле не имеется.
Из Приложения № 3 к договору № 1210100 управления коттеджным поселком от 13 августа 2015 года, заключенного между ООО «Экосервис» и Шелест Г.В., следует, что ООО «Экосервис» взяло на себя обязанности по выполнению следующих работ: вывоз бытового, природного, строительного мусора с территории жилых пусковых комплексов, очистка контейнерных площадок от мусора после отъезда мусоровоза; дезинфицирование контейнеров для мусора; заключение договора на дератизацию, заключение договоров на отлов безнадзорных животных со специализированными предприятиями; уборка сухих и аварийных деревьев; уборка территории поселка от мусора (дороги, улицы обочины); механизированная уборка – обработка проезжей части дороги противогололедными материалами, механизированное подметание проезжей части, очистка тротуаров тротуароуборочной машиной в зимний период; подметание дорожных покрытий, улиц и проездов, полив газонов (в летний период); ручная уборка объектов, территорию которых невозможно убирать механизированным способом (из-за недостаточной ширины либо сложной конфигурации) (в зимний период); в период листопада сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах вдоль улиц, уборка газонов (уборка и транспортировка мусора в установленное место), покос газонов (в летний период).
Перечисленные мероприятия частично согласуются с полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Более того, каких либо договоров между администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и ООО «Экосервис», из которых следовало бы, что последние приняли на себя полномочия по благоустройству и уборке территории, не имеется.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что ООО «Экосервис» создано 19.01.2012 года, зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствуют представленные свидетельства о государственной регистрации юридического лица и Устав (т.1 л.д.10-16).
Протоколом общего собрания собственников жилых домом, расположенных на территории комплексной жилой малоэтажной застройки в районе с. Ивановка (поселок Экодолье), проведенного в форме совместного присутствия 16.02.2012 года путем проведения в срок до 29.02.2012 года заочного голосования (в соответствии со ст. 47 ЖК РФ) от 02.03.2012 года принято решение выбрать способ управления жилы комплексом - управление поселком Экодолье, управляющей организацией, в качестве которой избрали - ООО «Экосервис». Так же на данном собрании утверждены тарифы на управление поселком и содержание территорий общего пользования, которые составляют для домов строительной очереди № 1- 3,5 руб./кв.м. земельного участка, второй очереди - 2,5 руб./кв.м., тариф за охрану территории коттеджного поселка установлен в 200 рублей. В соответствии данными обстоятельствами обществом были взяты на себя обязательства по выполнению установленного перечня работ (т.1, л.д.25-27).
К договору на управление коттеджным поселком были разработаны правила проживания в коттеджном поселке, которые истцом представлены в материалы гражданского дела (т.1, л.д.33-34).
В материалы дела представлены свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Шелест Г.В. является собственником дома, назначение – жилой, 1-этажный, общей площадью 78 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок под отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем два, предназначенный для проживания одной семьи, общей площадью 702 кв.м. расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома № СО1-ПК2-101-ДКП от 28.08.2015 года.
Данный земельный участок принадлежит ООО «Экодолье Оренбург» на праве аренды, возникшим на основании договора аренды № 9/31 от 16.01.2008 года, предметом которого является предоставление в аренду земельных участков для комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, заключенного между Администрацией МО Оренбургский район Оренбургской области и ООО «Компания ЭкоДом». Обязанность по благоустройству и содержанию территории общего пользования жилого комплекса «Экодолье» в период действия данного договора возложены на арендатора земельного участка ООО «ЭкоДом», а в последующем на собственников указанных объектов МО Ивановский сельсовет и МО Оренбургский район.
Договор аренды не содержит сведений о том, что обязанность по благоустройству и содержанию территории общего пользования жилого комплекса Экодолье были возложены МО Оренбургский район на ООО «Экодолье-Оренбург» или иное лицо.
13.08.2015 года между ООО «Экосервис» и Шелест Г.Н. заключен договор № 1210100 управления коттеджным поселком, по условиям которого собственник передает, а управляющая компания принимает на себя полномочия по управлению коттеджным поселком и обслуживанию территория общего пользования на территории поселка (т.1, л.д.28-30).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, мировой судья, исходил из того обстоятельства, что имущество муниципального образования, которое обслуживал ООО «Экосервис», не является собственностью истца и бремя его содержания законодательством Российской Федерации возложено на органы местного самоуправления, которые свои полномочия на основании договора ООО «Экосервис» не передавали.
Более того, доказательств того, что ООО «Экосервис» выполняло какие-либо услуги оказывались фактически именно для Шелест Г.В., и что она ими пользовалась, не представлено.
При этом, нормы ст. ст. 156, 158 ЖК РФ не применимы к данным правоотношениям.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с Шелест Г.В. задолженности за жилищные услуги по управлению и содержанию коттеджного поселка.
С такими выводами мирового судьи суд соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны в соответствии с законом, регулирующим спорные правоотношения. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм прав, по сути, сводятся к несогласию с установленными мировым судьей фактическими обстоятельствами спора, направлены на переоценку правильно установленных мировым судьей обстоятельств и исследованных доказательств и не могут служить основанием для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.327-333 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области от 03 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26.06.2020 года.
Судья: Р.А.Солдаткова