Дело № 2-282/2022
УИД: 25RS0020-01-2022-000315-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2022 года с. Лазо Лазовского района Приморского края
Лазовский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Галчатникова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овсяник Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-282/2022 по исковому заявлению прокурора Лазовского района Приморского края к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Преображенская средняя общеобразовательная школа №» и администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,
при участии в судебном заседании заместителя прокурора Лазовского района Приморского края Бороды И.В.
представители ответчиков - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Преображенская средняя общеобразовательная школа №» и администрации Лазовского муниципального округа Приморского края – в судебное заседание не явились,
У с т а н о в и л:
Прокурор Лазовского района Приморского края обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности по обеспечению финансирования и проведения работ по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму на территории МБОУ «Преображенская средняя общеобразовательная школа №» Лазовского муниципального округа Приморского края.
В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований о противодействии терроризму в МБОУ «Преображенская СОШ №» Лазовского района Приморского края (<адрес>), в ходе которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в следующем.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Во исполнение требований п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования антитеррористической защищенности № 1006).
Так, согласно п. 17 Требований антитеррористической защищенности № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Пунктом 18 Требований антитеррористической защищённости № 1006 предусмотрен перечень мероприятий, осуществляемых в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории).
Между тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что требования действующего законодательства в сфере антитеррористической защищённости не исполняются.
Так, на момент проверки руководством образовательного учреждения не организован и не обеспечены пропускной и внутриобъектовый режимы, контроль за их функционированием также не осуществляется. Доступ на территорию учреждения, в том числе транспортными средствами, осуществляется свободно, не определены ответственные за контрольно-пропускной режим транспортных средств на территорию МБОУ «Преображенская СОШ №», что в свою очередь не соответствует требованиям безопасности, не обеспечивает антитеррористическую защищённость учащихся и работников образовательного учреждения.
Необходимость ограничения свободного доступа на территорию образовательного учреждения вытекает из требований Федерального закона № 35-ФЗ.
По факту выявленного нарушения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «Преображенская СОШ №» Лазовского района Приморского края внесено представление. Указанное представление рассмотрено, нарушения не устранены.
Указанные нарушения действующего законодательства влекут за собой риск наступления общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью детей, нарушают права и охраняемые интересы неограниченного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму на территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Преображенская средняя общеобразовательная школа №» Лазовского муниципального округа Приморского края, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> и обязать МБОУ «Преображенская средняя общеобразовательная школа №» Лазовского муниципального округа Приморского края в срок до <адрес>. за счёт выделенных администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края денежных средств на территории МБОУ «Преображенская СОШ №» по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму: организовать контрольно-пропускной режим для автотранспортных средств на территорию образовательного учреждения.
В судебное заседание представители ответчиков не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
В судебном заседании заместитель прокурора Лазовского района Приморского края Борода И.В. поддержал исковые требования по вышеизложенным доводам, настаивал на их удовлетворении, уточнив, что просит суд установить срок для устранения выявленных нарушений – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Дополнительно пояснил суду, что на момент рассмотрения гражданского дела нарушения, ранее выявленные прокуратурой, не устранены.
Суд, заслушав заместителя прокурора, изучив доводы искового заявления и исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. (вступившей в силу для СССР 15.09.1990г.), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются она государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В силу п.3 ст.3 указанной Конвенции государства – участники, в том числе Российская Федерация, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 2, 20, 38 и 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно подпункту «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.
Основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Федеральный закон № 35-ФЗ) являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Частями 2, 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ определено, что установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. В свою очередь, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу пунктов 7.1 и 13 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Пунктами 3, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии пунктами 2, 15 части 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания пунктов 8 и 9 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
В силу части 2 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Во исполнение требований пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены соответствующие требования (далее по тексту - Требования антитеррористической защищенности № 1006).
Согласно пункту 2 Требований антитеррористической защищенности № 1006, для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются, в частности, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 17 Требований антитеррористической защищенности № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с пунктами 18, 20 Требований антитеррористической защищенности № 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе: посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения прокуратурой Лазовского района Приморского края проверки исполнения МБОУ «Преображенская СОШ №» требований законодательства сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности было установлено следующее: на момент проведения проверки не организованы и не обеспечены пропускной и внутриобъектовый режимы, контроль за их функционированием не осуществляется. Доступ на территорию учреждения, в том числе транспортными средствами, осуществляется свободно, не определены ответственные за контрольно-пропускной режим транспортных средств на территорию образовательного учреждения.
По факту выявленного нарушения действующего законодательства прокуратурой вносилось представление в целях исключения риска наступления общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью детей, а также устранения нарушения прав и охраняемых интересов неограниченного круга лиц.
Между тем, выявленные нарушения не устранены, доказательств обратного суду не представлено. Так, в частности, каких-либо распорядительных документов, которые свидетельствовали бы о принятии решений о назначении ответственных лиц за осуществление контрольно-пропускного режима, в материалах дела не имеется и суду не представлено.
На основании изложенного и учитывая необходимость принятия исчерпывающих мер, направленных на обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить срок на устранение выявленных нарушений – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для принятия соответствующих мер.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» (░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ №» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░