УИД 78RS0011-01-2022-000048-40
Дело №2-1145/2022 15 марта 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Юхниной К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волховстроевского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать пассажирское здание станции <адрес> мнемосхемами,
у с т а н о в и л:
Волховстроевский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании обеспечить оборудовать пассажирское здание станции <адрес> мнемосхемами.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Волховстроевской транспортной прокуратурой проведена проверка деятельности ОАО «Российские железные дороги» и ее структурных подразделений, в рамках которой в Волховстроевском региональном участке пассажирских обустройств – Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» были выявлены нарушения в сфере защиты прав пассажиров железнодорожного транспорта, прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта, а также законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте, выразившееся в отсутствии мнемосхем в пассажирском здании <адрес> В связи с чем Волховстроевский транспортный прокурор просил обязать ОАО «РЖД» оборудовать пассажирское здание станции <адрес> мнемосхемами в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, установить срок в течение, которого решение должно быть исполнено.
Представитель истца Прохоров Е.А. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Бурмистров И.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения, согласно которых СП, на которые ссылается прокурор, не могут быть применены, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что Волховстроевской транспортной прокуратурой проведена проверка деятельности ОАО «Российские железные дороги» и её структурных подразделений, в рамках которой в Воловстроевском региональном участке пассажирских обустройств – структурном подразделении Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения в сфере защиты прав пассажиров железнодорожного транспорта, прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта, а также законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте, а именно: пассажирское здание станции <адрес> не оборудованы мнемосхемами.
Прокурор в обоснование своих требований ссылается на положения Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России 30.12.2020 № 904/пр (далее СП 59.13330.2020).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В силу статьи 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно статье 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах.
Конкретные требования к зданиям и сооружениям, направленные на обеспечение их доступности для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями передвижения, установлены во включенных в обязательный перечень национальных стандартов и сводов правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России 30.12.2020 № 904/пр.
Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Как установлено судом и подтверждается актом проверки от 26.11.2021, в пассажирском здании железнодорожной станции <адрес> отсутствуют мнемосхемы.
Таким образом, поскольку действующее законодательство предусматривает обустройство пассажирских зданий и железнодорожных вокзалов информирующими тактильными табличками (мнемосхемами) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а ответчиком не представлено в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность оборудования мнемосхемами, суд полагает возможным исковые требования прокурора удовлетворить.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести определенные действия по выделению денежных средств в рамках инвестиционной программы, выполнению работ по капитальному ремонту спорных объектов, а также принимая во внимание необходимость выполнения строительно-монтажных работ в пассажирском здании и железнодорожных вокзалах, суд полагает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее двадцати месяцев.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании пп. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Волховстроевского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 20 (двадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать пассажирское здание станции <адрес> мнемосхемами в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
.....