Решение по делу № 33-3553/2021 от 10.11.2021

    Дело № 2-230/2021                                                                                                                   Судья Сафронова О.В.

    32RS0025-01-2021-000372-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3553/2021

г. Брянск                                                                                       14 декабря 2021 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Алейниковой С.А., Ильюхиной О.Г.
при секретаре Смольняковой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Севского муниципального района Брянской области     Куракина А.Ф. на решение Севского районного суда Брянской области от 23 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Севского района Брянской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района Брянской области, указывая, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в д. <адрес> <адрес> установлено, что водоснабжение в указанном населенном пункте осуществляется путем использования нецентрализованной системы холодного водоснабжения (шахтных колодцев). Вместе с тем в нарушение норм действующего законодательства проверка качества воды, а также чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств, расположенных в <адрес> поселения <адрес> в 2020, истекшем периоде 2021 года администрацией Севского района Брянской области не производилась.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующего уточнения исковых требований, просил обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества – колодца, расположенного по <адрес> (напротив <адрес>) д<адрес> <адрес>; организовать нецентрализованное холодное водоснабжение или подвоз воды в населенном пункте <адрес> <адрес>; обеспечить население д. Ивачево Подлесно-Новосельского сельского поселения <адрес> привозной водой по нормам, определенным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , до принятия решения об организации нецентрализованного водоснабжения или о подвозе воды.

Определением Севского районного суда Брянской области от 28.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП «Севский водоканал».

Решением Севского районного суда Брянской области от 23.09.2021 исковые требования прокурора Севского района Брянской области удовлетворены.

Суд обязал администрацию Севского муниципального района Брянской области муниципального образования Севский муниципальный район в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - колодца, расположенного на территории <адрес> <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (напротив <адрес>); обязал ответчика в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать нецентрализованное холодное водоснабжение для жителей д. Ивачево <адрес> Севского муниципального района <адрес>, и (или) подвоз воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; обязал администрацию Севского муниципального района <адрес> муниципального образования Севский муниципальный район обеспечить жителей <адрес> поселения Севского муниципального района <адрес> привозной питьевой водой по нормам, определенным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , до принятия решения об организации нецентрализованного холодного водоснабжения либо о подвозе воды. Решение в части понуждения ответчика обеспечить жителей       <адрес> поселения Севского муниципального района <адрес> привозной питьевой водой по нормам, определенным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , суд обратил к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе глава администрации Севского муниципального района Брянской области Куракин А.Ф. просит отменить решение Севского районного суда Брянской области от 23.09.2021, как незаконное. В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочный вывод суда о нуждаемости жителей <данные изъяты> сельского поселения Севского муниципального района Брянской области в обеспечении питьевой водой. Ссылается, что в материалах дела не имеется сведений, свидетельствующих о несоответствии нормам СанПиН питьевой воды в колодцах, расположенных в населенном пункте. Полагает, что исполнение решения суда приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.

    В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Севского района Брянской области Снытко-Журкина А.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены судом о месте и времени рассмотрения дела, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили. От главы администрации Севского муниципального района Куракина А.Ф. поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что в <адрес> <адрес> поселения <адрес> при отсутствии центрального водоснабжения имеется шахтный колодец по            <адрес> напротив <адрес> (возле <адрес>), являющийся единственным источником водоснабжения населения указанного населенного пункта.

Указанный объект водоснабжения в реестре муниципальной собственности МО «Севский муниципальный район» не состоит, собственника или балансодержателя не имеет.

Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ информации о правах на объект - нецентрализованный источник водоснабжения - шахтный колодец, расположенный напротив <адрес>, не имеется. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок площадью 1 кв.м, на котором расположен шахтный колодец, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, напротив <адрес> отсутствуют.

По сообщению МУП «Севский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект водоснабжения на балансе МУП «Севский водоканал» не состоит. Предприятие обслуживанием и его эксплуатацией не занимается.

Фактическое водоснабжение указанного населенного пункта осуществляется посредством использования 8 индивидуальных скважин, находящихся на территории частных домовладений.

По данным МП МО МВД России «Севский» в <адрес> количество зарегистрированных жителей населенного пункта составляет 96 человек.

Согласно пояснениям главы администрации Подлесно-Новосельского сельского поселения, полученным в ходе проведения прокурорской проверки качество воды не проверялось, чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств, расположенных в д<адрес> <адрес> сельского поселения <адрес> в 2020 году, истекшем периоде 2021 года никем не производилась.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Севского муниципального района прокурором было внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения, в целях надлежащего содержания источников нецентрализованного холодного водоснабжения и организации обеспечения жителей д. Ивачево питьевой водой.

Согласно ответу главы администрации Севского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора заявлений, жалоб со стороны населения об отсутствии водоснабжения в населенном пункте <адрес> не поступало. В связи с этим администрация Севского муниципального района считает, что принятие мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности шахтных колодцев нецелесообразно, данное представление удовлетворению не подлежит.

Из письменного объяснения от ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведенной прокуратурой проверки главы администрации Подлесно-Новосельской сельской администрации следует, что шахтный колодец по <адрес> является единственным источником водоснабжения. В 2020 году все колодцы практически пересохли. Водоснабжение на территории данной деревни не организовано.

В связи с отсутствием в <адрес> центрального водоснабжения, жители деревни вынуждены самостоятельно, за свой счет бурить скважины, привозить питьевую воду из соседних населенных пунктов, покупать воду для приготовления пищи.

Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации МО «Севский муниципальный район» по организации холодного водоснабжения, нарушает права жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду обитания и нормальные условия существования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация водоснабжения населения.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Закона, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующий муниципальных районов.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные на территории сельского селения, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 7 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 Правил).

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).

В соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», действовавшими на момент проведения проверки, по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать органолептическим, химическим и микробиологическим нормативам, приведенным в таблице, имеющейся в п. 4.1.

    Исследовав и надлежащим образом оценив представленные в материалы дела доказательства (ст. 67 ГПК РФ), установив, что в д. Ивачево не имеется централизованной системы холодного водоснабжения, а также отсутствуют источники нецентрализованного водоснабжения, состоящие на балансе органа местного самоуправления, в связи с чем жители деревни вынуждены обеспечивать себя питьевой водой путем забора воды из частных скважин, проверка качества воды, в которых также не проводилась, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на администрацию Севского муниципального района должна быть возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта колодца, организации водоснабжения жителей данного населенного пункта в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также по обеспечению жителей указанного населенного пункта привозной питьевой водой по нормам, определенным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , до принятия решения об организации нецентрализованного водоснабжения либо о подвозе воды.

Принимая во внимание, что решение в части обеспечение жителей           д. Ивачево привозной питьевой водой позволит реализовать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Ссылка жалобы на отсутствие нуждаемости жителей д<адрес> поселения Севского муниципального района <адрес> в обеспечении питьевой водой является несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, в то время как доказательств обратного ответчиком не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии сведений, свидетельствующих о несоответствии нормам СанПиН питьевой воды в колодцах, расположенных в населенном пункте, отклоняются судебной коллегией, поскольку не имеют юридического значения для разрешения спора по заявленным требованиям.

Ссылка заявителя жалобы на то, что исполнение решения суда при удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> приведет к нецелевому использованию бюджетных средств является несостоятельной, поскольку указанное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по водоснабжению населения в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Севского районного суда Брянской области от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Севского муниципального района Брянской области Куракина А.Ф. – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Севский районный суд Брянской области в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2021 года.

Председательствующий:       Н.П. Петракова
Судьи областного суда:       С.А. Алейникова       О.Г. Ильюхина

33-3553/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Севского района Брянской области в защ. прав и интересов НКЛ
Ответчики
Администрация Севского района Брянской области
Другие
МУП "Севский водоканал"
Администрация МО "Подлесно-Новосельское сельское поселение" Севский район"
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
10.11.2021Передача дела судье
14.12.2021Судебное заседание
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее