РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2017 года Свердловский районный суд г.Иркутска
в составе председательствующего судьи Васиной Л.И.,
при секретаре Ждановой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4344/2017 по исковому заявлению Климова Л.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Дезинвест» о взыскании заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Климова Л.А. обратилась в суд с иском к ООО «Компания Дезинвест» о взыскании заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.
В качестве обоснования иска Климова Л.А. указано, что <Дата обезличена> между ней и ответчиком заключен трудовой договор, в соответствии с которым она (истец) принята на работу в должности специалиста по продукции и продажам, о чем в трудовой книжке сделана соответствующая запись от <Дата обезличена>. Как следует из записи в трудовой книжке от <Дата обезличена>, она уволена <Дата обезличена> переводом и принята на ту же работу и на тех же условиях в ООО «Компания Дезинвест». При переводе новый трудовой договор в письменной форме не составлялся, однако факт осуществления трудовой деятельности в ООО «Компания Дезинвест» подтверждается записью в трудовой книжке, а также справками о доходах физического лица за 2013 годы. <Дата обезличена> она (истец) уволена из ООО «Компания Дезинвест» по соглашению сторон приказом 13/10 от <Дата обезличена>, о чем свидетельствует соответствующая запись в трудовой книжке. Однако обязанность по выдаче трудовой книжке работодатель исполнил лишь <Дата обезличена>. В связи с этим срок, в течение которого она (истец) была незаконно лишена возможности трудиться, составляет 8 месяцев 22 дня, неполученный заработок за указанный период - 174 666 рублей 66 копеек, из расчета: 20 000 рублей (должностной оклад) * 8 месяцев + 20 000 рублей / 30 дней (дневной заработок) * 22 дня = 174 666 рублей 66 копеек. Кроме того, незаконными действиями ответчика, выразившимися в невыдаче трудовой книжки при увольнении, ей причинен моральный вред, который она оценивает в размере 25 000 рублей. На основании изложенного, просит суд взыскать с ООО «Компания Дезинвест» в свою пользу неполученный вследствие незаконного лишения возможности трудиться заработок в размере 174 666 рублей 66 копеек, компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей, а также судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг и почтовых расходов в размере 31 085 рублей.
Истец Климова Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности Петрик А.С. в судебном заседании исковые требования Климова Л.А. поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в иске, настаивала на его удовлетворении.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Компания Дезинвест» по доверенности Выборни М.А. не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном суду отзыве указала, что истец была принята в ООО «Компания Дезинвест» <Дата обезличена> путем перевода из ООО «Дезинвест». В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Климова Л.А. находилась в декретном отпуске. <Дата обезличена> по окончанию декретного отпуска истец не уведомила работодателя о начале работы, не приступила к исполнению своих трудовых обязанностей и до даты увольнения не исполняла свои должностные обязанности, отсутствовала на рабочем месте по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается актами об отсутствии на рабочем месте и табелем учета рабочего времени. Фактически с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец не осуществляла трудовую деятельность, а ответчик не располагал номером телефона и почтовым адресом истца для связи. <Дата обезличена> Климова Л.А. отправила в адрес ответчика письмо о расторжении трудового договора, на которое ответчик <Дата обезличена> выслал ответ с предложением расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон с выплатой компенсации в размере 40 000 рублей. Истец в своем письме от <Дата обезличена> приняла условия, указала реквизиты для оплаты компенсации и выслала скан-копию заявления об увольнении по соглашению сторон. В заявлении, направленном <Дата обезличена>, истец просит ее уволить датой <Дата обезличена>. Таким образом, принимая во внимание, что истец действительно не работала с <Дата обезличена>, ответчик издал приказ об увольнении Климова Л.А. с <Дата обезличена>. Кроме того, ответчик обратился к истцу <Дата обезличена> с просьбой указать почтовый адрес для высылки трудовой книжки, <Дата обезличена> истец указала адрес, а <Дата обезличена> ответчик направил трудовую книжку. Также ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, указав в заявлении, что трехмесячный срок на обращение в суд истек, поскольку истцу было известно об увольнении с <Дата обезличена>, о чем свидетельствует заявление на увольнение. Истец знала о необходимости получить трудовую книжку, однако не получала ее на протяжении долгого периода времени, а также не обращалась к ответчику с заявлением о выдаче трудовой книжки. К моменту обращения с настоящим иском в суд трехмесячный срок был пропущен, однако истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска установленного срока. С учетом изложенного, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, учитывая мнение представителя истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с ч.ч.4, 5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца по доверенности Петрик А.С., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Климова Л.А. и необходимости отказа в их удовлетворении. К такому выводу суд пришел на основании следующего.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что труд свободен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ст.1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является запрещение дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст.2 ТК РФ).
В силу ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.
В силу ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1). Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (ч. 3). В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (ч. 4).
В силу п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса).
Судом установлено, что Климова Л.А. принята в ООО «Компания Дезинвест» на должность специалиста по продукции и продажам с <Дата обезличена> переводом с ООО «Дезинвест».
Данные обстоятельства подтверждаются трудовым договором от <Дата обезличена>, заключенным между ООО «Дезинвест» и Климова Л.А., приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о приеме на работу, записями в трудовой книжке ТК <Номер обезличен> от <Дата обезличена> под №<Номер обезличен>.
На основании приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Климова Л.А. уволена по соглашению сторон (п.1 ст.77 ТК РФ) с <Дата обезличена>.
Ответчиком ООО «Компания Дезинвест» выплачена заработная плата и отпускные при увольнении Климова Л.А. в размере 35 190 рублей, о чем свидетельтствует платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Данный факт сторонами не оспаривался, а также подтверждается материалами гражданского дела.
В соответствии со ст.84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
Согласно п.6 ст.84.1 Трудового кодекса РФ, в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
В соответствии с п.4 ст.234 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или несоответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В соответствии со ст.62 Трудового кодекса РФ, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Таким образом, в силу системного толкования приведенных положений, стороны трудовых правоотношений вправе взаимным соглашением урегулировать вопросы, связанные с расторжением трудового договора и порядком получения трудовой книжки.
Действующим трудовым законодательством не запрещается направление трудовой книжки работнику посредством почтового отправления, а также не исключается возможность сторон предусмотреть иной порядок взаимоотношений, нежели указано в ст.84.1 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, при рассмотрении спора о взыскании компенсации за задержку выдачи трудовой книжки, суду необходимо установить день прекращения трудовых отношений.
Из представленной справки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданной ООО «Компания Дезинвест», Климова Л.А. находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Как усматривается из электронной переписки, представленной стороной ответчика, с адреса I_klimova@mail.ru на электронный адрес info@dezvest.ru, стороны договорились, что Климова Л.А. будет находиться в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, то есть до <Дата обезличена>.
Согласно актам об отсутствии на рабочем месте в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также в соответствии с Табелями учета рабочего времени с июня 2016 по июнь 2017 года Климова Л.А. отсутствовала на рабочем месте, без указания уважительных причин не выхода на работу.
Из представленной суду электронной переписки между Климова Л.А. и ООО «Компания Дезинвест», суд приходит к выводу, что фактически стороны трудовых отношений договорились о расторжении трудового договора с <Дата обезличена> только <Дата обезличена>, что подтверждается электронным письмом Климова Л.А. в адрес работодателя от <Дата обезличена>, о чем работодателем был издан соответствующий приказ и внесена запись в трудовую книжку <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с указанием приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Данные обстоятельства стороной истца в судебном заседании не оспаривались, так же как и выплата истцу заработной платы и отпускных при фактическом увольнении - <Дата обезличена>, что, по мнению суда, подтверждает фактическое увольнение Климова Л.А. по соглашению сторон лишь в июне 2017 года.
Иного заявления об увольнении или соглашения об увольнении за более ранний период (октябрь 2016 года ) Климова Л.А. в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Кроме того, из электронной переписки между истцом и ответчиком следует, что заявление Климова Л.А. о направлении ей трудовой книжки поступило работодателю <Дата обезличена>, и <Дата обезличена> в соответствии с накладной № W702607185 от <Дата обезличена>, представленной стороной ответчика, трудовая книжка направлена истцу по указанному ею адресу. Таким образом, трехдневный срок, установленный работодателю для выдачи трудовой книжки, стороной ответчика нарушен не был.
Обсуждая доводы истца о том, что требование о выдаче трудовой книжки в связи с прекращением трудовых отношений было заявлено Климова Л.А. в октябре 2016 года, что следует из электронной переписки с работодателем от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, не может быть принято во внимание, поскольку из электронных писем истца не усматривается волеизъявления работника не увольнение, равно как и не усматривается оснований к увольнению.
Что касается электронной переписки между истцом и ответчиком <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, то из ее содержания не следует достижение соглашения между сторонами трудовых отношений соглашения об условиях и основании увольнения Климова Л.А.
Таким образом, по мнению суда, представленная стороной истца электронная переписка, приведенная выше, не свидетельствует о прекращении трудовых отношений между истцом и ответчиком в установленном законом порядке и возникновении обязанности выдать трудовую книжку работнику Климова Л.А.
При этом суд учитывает, что сама по себе задержка выдачи трудовой книжки не свидетельствует о лишении права истца трудиться по вине ответчика, поскольку в результате действий ответчика не были созданы препятствия к заключению истцом с другим работодателем трудового договора и получению им заработной платы.
Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства ответчика, поскольку установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок на обращения в суд за разрешением индивидуального трудового, стороной истца пропущен не был, так как стороны, как было ранее установлено судом, договорились об увольнении лишь <Дата обезличена>, трудовая книжка выслана <Дата обезличена>, а иск подан Климова Л.А. в суд <Дата обезличена>, то есть в рамках установленного срока.
На основании изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Климова Л.А. о взыскании с ООО «Компания Дезинвест» заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда и необходимости отказа в их удовлетворении полностью.
В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Статья 88 ГПК РФ устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым, в соответствии со ст. 94 ГПК РФ, относятся расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку исковые требования Климова Л.А. оставлены судом без удовлетворения, то ее заявление о возмещении судебных расходов в размере 31 085 рублей также подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.