16RS0051-01-2022-002262-06
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П.Лумумбы ул., д.48, г.Казань, Республика Татарстан, 420081
тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.05.2022 Дело 2-2598/2022
город Казань
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания А.И. Хузиахметовой,
с участием представителя истца ФИО9, ответчиков ФИО2, ФИО6, представителя ответчиков ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании недействительным государственного акта на землю, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, передаче земельных участков свободными от строений,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании недействительным государственного акта на землю, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, передаче земельных участков свободными от строений. В обоснование иска указано, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 1596 кв. м. Указанный участок решениями Исполнительного комитета МО г.Казани кому-либо на каком-либо праве не предоставлялся. По сведениям ЕГРН данный участок был оформлен в собственность ФИО11 на основании выписки из протокола заседания исполкома Константиновского сельского Совета Высокогорского района РТ от <дата изъята>. ФИО11 разделила участок с кадастровым номером <номер изъят> на участки с кадастровыми номерами <номер изъят>. В свою очередь, участок с кадастровым номером <номер изъят> разделен на участки с кадастровыми номерами 16:50:150201:1980 и 16:50:150201:1981. Все участки реализованы иным лицам – ответчикам. При обследовании земельных участков с выездом на место установлено, что участки с кадастровыми номерами <номер изъят> ограждены, застроены жилыми домами и хозяйственными постройками, участок с кадастровым номером <номер изъят> частично огражден и занят объектом незавершенного строительства. Архивный отдел Исполнительного комитета Высокогорского района РТ на запрос истца представил сведения о выделении ФИО11 решением Константиновского сельского Совета народных депутатов РТ от <дата изъята> земельного участка площадью 0,12 в пос.Большие Клыки Высокогорского района РТ. При этом указано, что ФИО11 <дата изъята> включена в список граждан, которым предоставлены земельные участка, тогда как само решение о предоставлении земельного участка согласно архивным данным принято <дата изъята>. Также по запросу истца орган кадастрового учета представил межевой план от <дата изъята>, подготовленный кадастровым инженером ФИО12 в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>. В составе межевого плана имеется копия государственного акта <номер изъят>, которым удостоверены права на земельный участок, и который выдан на основании решения Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района РТ от <дата изъята>. Истец полагает, что содержащиеся в государственном акте на землю сведения о земельном участке не относятся к земельному участку, границы которого по результатам межевания были определены границами земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>. Так, фактически земельный участок не располагается в жилом массиве Большие Клыки, участок по сведениям ЕГРН имеет иную площадь относительно указанной в правоустанавливающих документах площади - 1596 кв. м и 1200 кв. м соответственно, описание границ участка по государственному акту на землю отличается от описания границ участка по межевому плану. Следовательно, исходный участок, из которых образованы спорные земельные участки, выбыл из земель неразграниченной государственной (муниципальной) собственности помимо воли МО <адрес изъят>. На основании изложенного истец просит суд признать недействительным государственный акт <номер изъят>; истребовать у ФИО2 и ФИО3 земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> расположенный по адресу: <адрес изъят>; обязать передать земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в свободном от строений виде по акту приема-передачи истцу; истребовать у ФИО4 земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, обязать передать земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в свободном от строений виде по акту приема-передачи истцу; истребовать у ФИО13, ФИО6 земельный участок с кадастровым номером 16:50:150201:1981, расположенный по адресу: <адрес изъят> обязать передать земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в свободном от строений виде по акту приема-передачи истцу.
Определением суда от <дата изъята> к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО11, ПАО «Сбербанк».
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчики и их представитель с исковыми требованиями не согласились, просили в удовлетворении исковых требований отказать, представили отзыв на исковое заявление, при этом заявили о пропуске срока исковой давности.
Третье лицо ФИО11, представитель ПАО «Сбербанк» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались, своего отношения к иску не выразили.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности – применительно к вопросам исполнения земельного законодательства – возникают у лица из актов государственных органов, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из договоров и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III (Собственность на землю) и IV (Ограниченное пользование чужими земельными участками, аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками) настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Судом установлено, что согласно решению Константиновского сельского Совета Высокогорского района РТ от 09.12.1993 ФИО11 предоставлен земельный участок площадью 1200 кв. м. в <адрес изъят> РТ (ныне жилой массив Большие <адрес изъят>).
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости <дата изъята> на основании заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет от <дата изъята> и подготовленного кадастровым инженером ФИО12 межевого плана от <дата изъята>. Земельному участку при постановке на государственный кадастровый учет присвоен кадастровый <номер изъят>, уточненная площадь участка составила 1596 кв. м.
Право собственности ФИО11 на земельный участок зарегистрировано на основании архивной выписки от <дата изъята> из решения Константиновского сельского Совета народных депутатов Высокогорского района РТ от <дата изъята>.
В дальнейшем путем раздела земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> образованы 2 земельных участка площадью 600 кв. м и 896 кв. м, сведения об образованных участках внесены в государственный кадастр недвижимости <дата изъята> с присвоением земельным участкам кадастровых номеров <номер изъят> соответственно.
По договору купли-продажи от <дата изъята> ФИО11 распорядилась земельным участком с кадастровым номером <номер изъят> в пользу ФИО2, право покупателя на участок зарегистрировано <дата изъята>.
На основании договора от <дата изъята> ФИО2 подарил своей несовершеннолетней дочери ФИО3, <дата изъята> рождения, 1/6 доли в праве собственности на земельный участок и 1/6 доли в праве собственности на размещенный на участке жилой дом с кадастровым номером <номер изъят>. Право долевой собственности ФИО3 на объекты недвижимости зарегистрировано <дата изъята>.
В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> также разделен на два участка площадью 498 кв. м и 498 кв. м, сведения об образованных участках внесены в государственный кадастр недвижимости <дата изъята> с присвоением земельным участкам кадастровых номеров <номер изъят> соответственно.
Право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> зарегистрировано <дата изъята>.
Право долевой собственности ФИО5, ФИО6, по ? доле за каждым, на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> зарегистрировано <дата изъята>, также <дата изъята> в ЕГРН внесена запись об обременении земельного участка ипотекой в пользу ПАО «Сбербанк».
Иск мотивирован тем, что исходный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> был образован и поставлен на государственный кадастровый учет без учета сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем права на земельный участок, - государственном акте на землю, что не позволяет идентифицировать участок на местности и сделать вывод о том, что местоположение земельного участка должно определяться по границам, определенными кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в архивных сведениях имеются расхождения относительно даты принятия решения о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем оснований для удовлетворения иска не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III (Собственность на землю) и IV (Ограниченное пользование чужими земельными участками, аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками) настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Перечень документов, являющихся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотрен частью 2 статьи 14 данного Федерального закона. К ним, в частности, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Статьей 31 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 №1103-I в редакции, действовавшей до издания Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287, устанавливалось, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Из содержания пункта 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», из содержания пункта 3 Указа Президента РФ от 25.01.1999 №112 «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента РФ» следует, что документами, удостоверяющими права на земельный участок, после вступления в силу Земельного кодекса РФ могли являться государственный акт либо свидетельство.
Форма государственного акта на землю утверждена Постановлением Правительства РСФСР от 17.09.1991 № 493. Форма свидетельства на право собственности на землю утверждена Постановлением Правительства РСФСР от 19.03.1992 № 177. При этом пунктом 2 Постановления от 19.03.1992 установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
В рассматриваемом случае решение о предоставлении первоначальному собственнику земельного участка принято Константиновским сельским Советом народных депутатов Высокогорского района РТ <дата изъята>.
Государственный акт <номер изъят> содержит сведения о том, что он выдан ФИО11 во исполнение решения Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района РТ от <дата изъята>.
Из содержания пункта 1.4, раздела II Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ 09.03.1992, следует, что государственные акты заполняются органами местной администрации, и впоследствии выдаются правообладателям земельных участков по утвержденным формам. Согласно пункту 1.11 Инструкции государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью. Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации. Иными словами, ФИО11 не могла повлиять на составление органами местной администрации государственных актов на землю, выданных во исполнение решения от 09.12.1993, в двух экземплярах и на передачу одного из них в соответствующую поселковую администрацию.
Следует указать, что государственная регистрация прав на участок произведена за ФИО11 на основании архивной справки от 09.08.2011 из решения Константиновского сельского Совета народных депутатов Высокогорского района РТ <дата изъята>, копия собственно государственного акта на землю имеется в кадастровом деле на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>.
В архивной справке Исполнительного комитета Высокогорского района РТ, полученной по запросу истца, и в архивной справке от 09.08.2011, представленной ФИО11 в Росреестр при обращении с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок, указано, что решение о предоставлении земельного участка принято Константиновским сельским Советом народных депутатов Высокогорского района РТ <дата изъята>. Следовательно, само решение о предоставлении земельного участка в архивах имеется.
В государственном акте на землю, копия которого имеется в кадастровом деле на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, смежными относительно данного участка указаны земельные участки №<номер изъят>, а также улица. В акте согласования границ в составе межевого плана все границы земельного участка были согласованы только с МО г.Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани как правообладателем земель неразграниченной муниципальной собственности. Вместе с тем то обстоятельство, что при образовании земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> его границы не были согласованы с правообладателями участков, находящихся в частной собственности, также о недействительности самих правоустанавливающих документов на землю не свидетельствует, а может лишь свидетельствовать о нарушениях, допущенных при межевании земельного участка.
Кроме того, ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности по заявленным Комитетом требованиям. Это заявление основано на том, что действия по осуществлению кадастрового учета земельных участков, по совершению сделок в отношении них совершались начиная с 2011 года. Следовательно, о владении и пользовании ответчиками спорными земельными участками истцу было известно как минимум с 2011 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 197 ГК РФ установлено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Для требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения специальных сроков исковой давности не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно статье 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении иска.
О пропуске срока исковой давности ответчиками заявлено. С доводом ответчиков о пропуске срока исковой давности суд соглашается.
Как указывалось, в кадастровом деле в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> имеется акт согласования границ участка, подписанный представителем Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят> <дата изъята>.
Кроме того, ответчиками представлены копия распоряжения заместителя Руководителя Исполнительного комитета МО г.Казани от 01.04.2014 <номер изъят>р о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером <номер изъят>, копия распоряжения заместителя Руководителя Исполнительного комитета МО г.Казани от 29.06.2016 <номер изъят>р о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером <номер изъят>.
Следовательно, о том, что исходный земельный участок находится во владении и пользовании ФИО11, Исполнительному комитету МО г.Казани было известно как минимум с <дата изъята>.
В свою очередь, иск предъявлен Комитетом земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани в электронном виде 01.02.2022, т.е. по истечении трех лет, когда МО г.Казани в лице его исполнительных органов стало известно о выбытии земельного участка из владения муниципального образования.
Кроме того, с учетом установленных фактических обстоятельств (давность регистрации прав на участок, неоднократный кадастровый учет участков в связи с образованием земельных участков, из которых образованы спорные участки, неоднократное совершение сделок), суд полагает, что оспаривание истцом зарегистрированных прав на объект недвижимости не отвечает принципам определенности в вопросе принадлежности имущества, баланса частных интересов.
При таком положении исковые требования признаются необоснованными в полном объеме.
Поскольку судом принимается решение об отказе в иске, ранее принятые меры по обеспечению иска подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани в иске к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании недействительным государственного акта на землю, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, передаче земельных участков свободными от строений отказать.
Меры по обеспечению иска, принятые на основании определения судьи Советского районного суда г.Казани от <дата изъята>, в виде запрета Управлению Росреестра по РТ совершать регистрационные действия в отношении: 1) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>; 2) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>; 3) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, в виде запрета ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и иным лицам совершать действия по распоряжению данными объектами недвижимости, отменить после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов