ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Гвоздикова А.С. УИД 18RS0021-01-2020-002760-20
Апел. производство: №33-2467/2022
1-я инстанция: №2-294/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 сентября 2022 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,
судей Нургалиева Э.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по иску Липиной К. Н. к администрации муниципального образования «Алнашский район», Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Липина К.Н. обратилась в суд с иском к администрации Алнашского района Удмуртской Республики о признании нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, до достижения 23 летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ обратилась в опеку администрации МО «Алнашского район» с заявлением о предоставлении жилья, но никаких мер принято не было. Повторно истец обратилась к ответчику с аналогичным требованием ДД.ММ.ГГГГ, но ей было отказано.
Уточнив исковые требования в ходе судебного разбирательства, в конечном варианте истец заявила требования: обязать администрацию МО «Алнашский район» включить Липину К.Н. в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить Липиной К.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, обязать Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики заключить с Липиной К.Н. договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленного на основании решения Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Определением суда от 5 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
В судебном заседании первой инстанции:
- истец Липина К.Н. и её представитель Подлевских Н.В. поддержали исковые требования, пояснив, что истец своевременно в 2013 году обратилась с соответствующим заявлением в администрацию за получением меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в чем ей безосновательно отказано в 2020 году;
- представитель администрации Алнашского района Удмуртской Республики Бабурина И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, но подтвердила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась с заявлением в отдел семьи администрации Алнашского района Удмуртской Республики о постановке её на учет для получения жилого помещения вне очереди, но её заявление было оставлено без рассмотрения. На второе обращение истца в 2020 году принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Липиной К.Н. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по той причине, что она не представила доказательств о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33).
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Минсоцполитики Удмуртской Республики) участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, направило письменный отзыв о несогласии с иском указав, что Минсоцполитики Удмуртской Республики осуществляет полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие своевременного заявления Липиной К.Н. о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, наличие совершеннолетнего возраста и отсутствие сведений из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения (л.д. 79-81).
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее – Минимущество Удмуртской Республики) о месте и времени рассмотрения дела извещено, просило отложить судебное заседание со ссылкой на занятость сотрудников юридического отдела в других процессах, что документально не подтверждено, нельзя отнести к уважительным причинам неявки представителя юридического лица в судебное заседание.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой Удмуртской Республики) участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, направило письменный отзыв, из которого следует, что Минстрой Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот и не является уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот (л.д. 54-55).
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд вынес решение, которым постановил:
«Исковые требования Липиной К.Н. к администрации муниципального образования «Алнашский район», Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Алнашский район» включить Липину К. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, сформированный органом опеки и попечительства на территории муниципального образования «Алнашский район».
Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики принять решение о предоставлении Липиной К. Н. в пользование из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований Липиной К.Н. к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения отказать».
Дополнительным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Липиной К.Н. к администрации МО «Алнашский район» об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение с заключением договора найма жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Определением суда от 29 марта 2022 года произведена замена ответчика администрации МО «Алнашский район» на администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики».
Определением суда от 15 апреля 2022 года к участию в деле привлечено Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Дополнительным решением суда от 22 апреля 2022 года постановлено:
«Исковые требования Липиной К. Н. о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики включить Липину К. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование Липиной К. Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики».
Исковые требования Липиной К. Н. к администрации муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики» о включении в Список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, оставить без удовлетворения».
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что Липина К.Н. на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями ранее не состояла, с заявлением о постановке на учет не обращалась, сведений и доказательств, свидетельствующих о возникновении правоотношений, связанных с обеспечением Липиной К.Н. жилым помещением, как относящегося к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения указанного возраста, в материалы дела не представлено. На момент обращения – в 2020 году Липина К.Н. в связи с достижением 30-летнего возраста перестала относиться к лицам, на которых распространяется ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ и утратила основания для получения соответствующей социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению Липиной К.Н. до достижения ею 23-летнего возраста в компетентные органы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, материалы дела не содержат. Изложенное являлось основанием для отказа в удовлетворении иска, однако суд данные обстоятельства не учел.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2022 года по делу произведена замена ответчика – администрации МО "Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики" на правопреемника – Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики.
В суд апелляционной инстанции истец Липина К.Н., представители ответчиков Управления социальной защиты населения при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики не явились. Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участников процесса, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе и посредством размещения информации о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru). От представителя ответчика Управления социальной защиты населения при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец Липина (фамилия до брака – ННГ, по первому браку -Чернова) К. Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 4).
Мать истца ВВМ лишена родительских прав в отношении дочери К. решением Алнашского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 39-40).
Отец истца ННГ умер ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 41).
Постановлением администрации Алнашского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № БММ была назначена опекуном ННГ К. (т. 1 л.д. 7).
До ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ Липина К.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 17, 74).
Липина К.Н. не является нанимателем и (или) собственником жилых помещений по адресам: <адрес>, (т. 1 л.д. 89, 100).
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Удмуртской Республики (Алнашский район) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Липина К.Н. (Чернова) в собственности недвижимого имущества не имеет (т. 1 л.д. 37, 68).
По месту учебы в ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж» <адрес> РТ Липина (ННГ, Чернова) К.Н. договор социального найма на жилые помещения на территории Елабужского муниципального района не заключала, в Список лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в отделе опеки и попечительства Исполнительного комитета Елабужского муниципального района, Липина К.Н. не включена (т. 1 л.д. 38, 60, 60 оборот).
Заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации Алнашского района, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания (т. 1 л.д. 91-99).
Согласно сведениям администрации МО «Алнашский район» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Липина К.Н. (в первом браке Чернова, в девичестве ННГ) не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма (т.1 л.д. 36, 76).
ДД.ММ.ГГГГ Чернова (Липина) К.Н. обратилась с заявлением к главе администрации Алнашского района с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения вне очереди (т. 1 л.д. 34).
ДД.ММ.ГГГГ Липина К.Н. обратилась к главе Алнашского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к данной категории, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (т. 1 л.д. 11-12).
Постановлением администрации Алнашского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Липиной К.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее в тексте список детей-сирот) в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (т. 1 л.д. 13).
Жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) истец не обеспечена.
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») (далее Федеральный закон №159-ФЗ) и Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года №8-РЗ), исходил из наличия у истца права на получение мер социальной поддержки на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда как по состоянию на 1 января 2013 года, так и после 1 января 2013 года, установленного факта непринятия мер по включению Липиной К.Н. в список детей-сирот, подлежащих обеспечения жилым помещением, после личного обращения 13 марта 2013 года и неразрешения данного ее обращения. В связи с чем пришел к выводу о возникновении у ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, по месту ее жительства.
Данные выводы суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и на исследованных судом доказательствах, которым дана оценка, соответствующая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, статье 2 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года №8-РЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно по договорам специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. N 8-РЗ лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ.
По смыслу закона жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет.
Для цели обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. №8-РЗ органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики; органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, за исключением полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 октября 2021 г. №569, утвердившим Положение об Управлении социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, данный орган является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения (пункт 1); органом опеки и попечительства в Удмуртской Республике (пункт 2), осуществляет, в том числе, полномочия по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот: ведет сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (подпункт 7 пункта 9).
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, отсутствие лиц указанной категории на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших поставке истца Липиной К.Н. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ею возраста 23 лет.
Как следует из материалов гражданского дела истец Липина К.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к числу детей-сирот, поскольку мать истца ВВМ лишена родительских прав в отношении дочери К. решением Алнашского районного суда Удмуртской Республики от 29 марта 2004 года, а отец истца ННГ умер ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 41).
ДД.ММ.ГГГГ Чернова (впоследствии Липина) К.Н. обратилась к главе администрации Алнашского района с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения вне очереди (т. 1 л.д. 31).
Таким образом, до исполнения истцу Липиной К.Н. 23 лет она обращалась с соответствующим заявлением о постановке на жилищный учет.
Вместе с тем, каких-либо действий для принятия истца на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом исполнительной власти предпринято не было.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации (определения от 6 мая 2014 года №51-КГПР14-1, от 10 декабря 2019 года №18-КГ19-151), Шестой кассационный суд общей юрисдикции (определение от 29 июля 2021 года №88-15566/2021) и Пятый кассационный суд общей юрисдикции (определение от 10 августа 2021 года №88-5054/2021).
В этой связи суд обоснованно установил наличие уважительных причин несвоевременной постановки истца на учет, поскольку она до достижения возраста 23 лет предпринимала попытку встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и не была поставлена на такой учет по вине органа опеки и попечительства, уполномоченного на тот момент по вопросам постановки лиц названной категории на жилищный учет – администрации Алнашского района Удмуртской Республики.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца, признав ее право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, признав необходимым включить ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставить ей жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, сводятся к иной оценке фактических обстоятельств гражданского дела, установленных судом первой инстанции, являются ошибочными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В то же время, по результатам рассмотрения дела судом первой инстанции вынесены: решение от 9 июня 2021 года, дополнительное решение от 17 декабря 2021 года и дополнительное решение от 22 апреля 2022 года, в которых суд первой инстанции не изменял выводы о фактических обстоятельствах, установленных основным решением суда, а также выводы по существу заявленных требований, но резолютивные части которых сформулированы не корректно.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 19 декабря 2003 г. №23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.
С учетом изложенного, а также с учетом замены судом апелляционной инстанции ненадлежащего ответчика надлежащим, с целью исполнимости оспариваемого решения суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение, дополнительные решения суда изменить, изложив их резолютивную часть в новой редакции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену решения суда, по делу не допущено. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 9 июня 2021 года, дополнительные решения Можгинского суда Удмуртской Республики от 17 декабря 2021 года, 22 апреля 2022 года изменить, изложив их резолютивную часть в следующей редакции.
Исковые требования Липиной К. Н. к Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики (правопреемнику администрации муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики»), Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики (ОГРН 1071831002462) (правопреемника администрации муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики») включить Липину К. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (ОГРН 1151840000718) предоставить Липиной К. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № в пользование благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда применительно условиям Алнашского района Удмуртской Республики в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики».
Решение суда в части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики – оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение вынесено 12 сентября 2022 года.
Председательствующий: Д.Н. Дубовцев
Судьи: М.Р. Константинова
Э.В. Нургалиев