Дело № 2-219/2022
77RS0021-02020220001738-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 года Республика Коми, с.Усть-Цильма,
ул.Советская, д.139
Ижемский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Овчинниковой М.А.,
при секретаре Палкиной Е.В.,
с участием работника прокуратуры Никитина М.Н.,
представителя ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, в лице Департамента строительства Минобороны России об обязании произвести капитальный ремонт здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Воркутинского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, о признании незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в длительном непринятии мер, направленных на организацию проведения капитального (текущего) ремонта здания, выделенного для пользования военным комиссариатом Ижемского района Республики Коми, в целях приведения его технического состояния в соответствие с требованиями руководящих документов; обязании Министерства обороны Российской Федерации в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение капитального (текущего) ремонта здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, в том числе путем совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального ремонта, с обязательным выполнением видов работ: ремонтом фундамента здания, устранением промерзания стен путем их сплошного утепления, ремонтом всех перекрытий и полов, с заменой их оснований на прочный и долговечный материал, заменой оконных и дверных блоков, оборудованием системы пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара, по приведению объекта в соответствие с требованиями приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.09.2015 № 572 по обеспечению его доступности для инвалидов, по увеличению электрических мощностей с заменой всех светильников.
В обоснование требований указано, что Военной прокуратурой Воркутинского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по факту ненадлежащего технического состояния помещений, предназначенных для размещения военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, по результатам которой установлено, что вверенные военному комиссариату помещения, не отвечают требованиям закона, по своему техническому состоянию, что препятствует их эффективной эксплуатации по своему предназначению.
По результатам осмотра, проведенного представителями эксплуатирующей организации - жилищно-коммунальных служб №6 Архангельского филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ОСК СФ (далее ЖКС № 6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), которые осуществляют эксплуатацию объектов Минобороны России, установлено, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение капитального ремонта на конструктивных элиментах и системах инженерного оборудования помещений военного комиссариата, перечень которых указан в исковом заявлении и дополнен в уточнении к исковому заявлению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Цилемского района Никитин М.Н., по поручению Военной прокуратуры Воркутинского гарнизона, настаивал на заявленных требованиях.
Ответчик, третьи лица уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Своих представителей на судебное заседание не направили, ходатайств, заявлений от них не поступало. Врио военного комиссара Ижемского района Республики Коми ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Коми» ФИО4 поддержал заявленные требования.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав прокурорского работника, представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Коми» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми»), исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией военного комиссариата Республики Коми, пришел к следующему.
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Коми» является юридическим лицом (ИНН/КПП 1101481687/110101001; ОГРН 1031100406930).
Его структурное подразделение - военный комиссариат Ижемского района дислоцируется по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма, ул. Чупрова д. 109.
Согласно положению о «Минобороны России», утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (далее - Положение), Минобороны России осуществляет предписанные ему полномочия, в том числе организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах РФ.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.
В п.п. 33 п. 10 Положения на министра возложена обязанность по утверждению планов и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил РФ, планов капитального строительства в Вооруженных силах.
Согласно п. 68 Положения Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ» и изданным в его развитие приказом Министерства обороны РФ от 14.05.2014 № 300 «Об утверждении Положения о Департаменте строительства Министерства обороны РФ», Департамент строительства является центральным органом военного управления Министерства обороны РФ, осуществляет перспективное и текущее планирование объемов государственных капитальных вложений и организует деятельность по капитальному строительству и капитальному ремонту для реализации плана оперативного оборудования Российской Федерации в целях обороны.
Согласно выписки из ЕГРН здание, кадастровый номер 11:14:2201002:259, расположенное по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с.Ижма, ул.Чупрова, д.109, площадью 230 кв.м, год в ввода в эксплуатацию 1988, правообладателем является Российская Федерация, ограничений и обременений не зарегистрировано, оперативное управление на основании №11:14:2201002:259-11/057/2021-1 от 15.02.2021 Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Коми».
В силу части 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании акта приема - передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 №СФ/ЖЭ (К)О №4 Архангельский/ЖКС №4/3 №68 объект основных средств –административное здание, расположенное по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с.Ижма, ул.Чупрова, д.109, ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» передано в пользование Военному комиссариату Ижемского района Республики Коми. Основание Приказ Минобороны России от 02.03.2017 №155.
Из акта технического состояния здания, являющегося приложением к акту приема - передачи от 01.04.2017 следует, что состояние фундамента, несущих стен, перегородок, перекрытия, полов, проемов, кровли неудовлетворительное, отсутствуют приборы учета тепла, радиаторы изношены, недостаточная освещенность, проводка не соответствует нормам.
Военной прокуратурой Воркутинского гарнизона проводилась проверка с целью проверки соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По результатам проверки заместитель военного прокурора Воркутинского гарнизона обратился в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, предоставив материалы проверки и указав, что ненадлежащее исполнение возложенных на собственника Минобороны России обязательств по содержанию своей собственности в технически исправном состоянии создает предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью граждан и иных лиц, круг которых не определен.
Из материалов дела следует, что в ходе эксплуатации производились общие осмотры здания, что зафиксировано в актах общего весеннего осмотра. Дефектные акты, согласовывались с начальником ЖКС №6 Архангельского филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК СФ.
По результатам осмотров представителями эксплуатирующей организации - ЖКС № 6 Архангельского филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК СФ сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта на конструктивных элементах и системах инженерного оборудования помещений здания военного комиссариата Ижемского района: провести ремонт фундамента здания; устранить промерзание стен путем их сплошного утепления; провести ремонт перекрытий и полов с заменой их оснований на прочный и долговечный материал; провести смену оконных и дверных блоков; оборудовать, провести проектирование и монтаж системы АУПС и СОУЭ (пожарная безопасность); выполнить работы по приведению объекта в соответствии с требованиями приказа Минобороны России № 572 от 30.09.2015 года «Об обеспеченности в территориальных органах и подведомственных организациях Минобороны России условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи»; увеличить электрические мощности, установив новое оборудование по техническим требованиям для нужд Минобороны России, заменить светильники, установив соответствующие требованиям, содержащимся в Постановлении правительства РФ от 27.09.2016 №971.
По данным, содержавшихся в актах произведено согласование объемов работ, здания военного комиссариата Ижемского района.
При определении объемов работ организации Минобороны России руководствовались постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 «Об утверждении положения о проведении планово предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», Письма Минстроя России от 10.12.2018 № 49277-ОД/08 «О классификации работ по монтажу ранее отсутствующих систем утепления на эксплуатируемых зданиях», п. 14 ст. 1, п.14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, Приказа Госкомархитектуры от 23.1 1.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»)
Перечисленные работы входят в перечень работ по капитальному ремонту.
В адрес ЖКС № 6 Архангельского филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК СФ ежегодно направляется заявочный план на проведение текущего и капитального ремонта.
Несмотря на это, работы по капитальному ремонту здания до настоящего времени собственником помещений - Минобороны России не проведены, здание в титульный список капитального ремонта не включено.
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании части 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из требований статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей.
Бездействие Минобороны России, выразившееся в длительном непринятии мер, направленных на организацию и проведение капитального (текущего) ремонта помещений в здании, выделенных для пользования военным комиссариатом Ижемского района Республики Коми, в целях приведения их технического состояния в соответствие с требованиями руководящих документов, суд оценивает как незаконное.
Исходя из заявленных требований суд считает необходимым обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать проведение капитального (текущего) ремонта здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, в том числе путем совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального (текущего) ремонта.
Перечень работ, которые необходимо выполнить по заявленным требованиям суд признает обязательными. Исходя из объема работ, которые необходимо произвести в рамках исполнения решения, суд устанавливает срок для организации проведения капитального (текущего) ремонта не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные доказательства в порядке части 1 статьи 67 ГПК РФ суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных заместителем военного прокурора Воркутинского гарнизона исковых требований.
От уплаты государственной пошлины, в силу пунктов 9, 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, и государственные органы, выступающие по делам, в качестве истцов ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в длительном непринятии мер, направленных на организацию проведения капитального (текущего) ремонта здания, выделенного для пользования военным комиссариатом Ижемского района Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма, ул. Чупрова, д. 109 в целях приведения его технического состояния в соответствие с требованиями руководящих документов.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение капитального (текущего) ремонта здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, расположенного по адресу Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма, ул.Чупрова, д. 109, в том числе путем совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального ремонта, с обязательным выполнением следующих видов работ:
- ремонтом фундамента здания,
- устранение промерзания стен путем их сплошного утепления,
- ремонтом всех перекрытий и полов, с заменой их оснований на прочный и долговечный материал,
- заменой оконных и дверных блоков,
- оборудованием системы пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара,
- по приведению объекта в соответствие с требованиями приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.09.2015 № 572 по обеспечению его доступности для инвалидов,
- по увеличению электрических мощностей с заменой всех светильников.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ижемский районный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 22.08.2022.
Председательствующий М.А. Овчинникова