В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-2092/2021
№ 2а-418/2021
Строка 020а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,
судей Меремьянина Р.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ждановой Виктории Викторовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе Ждановой Виктории Викторовны на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 19 января 2021 года.
(судья районного суда Галкин К.А.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Жданова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 14 августа 2020 года № 52-17-10925з об отказе в утверждении схемы земельного участка прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>. Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена заместитель руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскакова Г.В., в качестве заинтересованных лиц привлечены Сотникова С.В., Позднякова Т.В.
В обоснование своих требований истец указал, что в соответствии с законом Воронежской области от 13 мая 2018 года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Ответом от 14 августа 2020 года № 52-17-10925з Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал в утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец, указывая на необоснованность такого отказа, просил суд признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 14 августа 2020 года № 52-17-10925з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. <адрес>.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 19 января 2021 года в удовлетворении заявленных Ждановой В.В. требований отказано (л.д.87,88-94).
В апелляционной жалобе Ждановой В.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д.97-99).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане, имеющие трех и более детей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 23 июля 2020 года Жданова В.В. обратилась к руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о рассмотрении возможности предоставления ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основании Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ по льготной категории «Многодетные граждане» площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. <адрес> (л.д.40).
Письмом за подписью заместителя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. от 14 августа 2020 года № 52-17-10925з, Ждановой В.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование отказа административный ответчик указал, что в представленном пакете документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Вместе с тем, департаментом была инициирована проработка возможности формирования, указанного земельного участка. По результатам выполненных работ установлено, что согласно информации Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Кроме того, в соответствии со схемой инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%) и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами (л.д. 42-44).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Ждановой В.В. требований о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 14 августа 2020 года № 52-17-10925з в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, районный суд пришел к выводу, что решение принято ответчиком в пределах имеющихся полномочий, отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка соответствует требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов Ждановой В.В.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи и разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Пунктом 4 указанных выше требований установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков.
На основании пункта 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа помимо прочего относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Частью 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесены, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Пунктами 3.3, 3.4, 3.5 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06 апреля 1998 года № 18-30 (РДС 30-201-98) (далее по тексту – Инструкция), предусмотрено, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Согласно пунктам 4.4. и 4.6. Инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7. Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.10 Положения об управлении главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 26 сентября 2012 года № 908-III, одной из функций управления является установление, уточнение красных линий и линий регулирования застройки.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении заявления административного истца от 23 июля 2020 года Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области был направлен запрос в Управление главного архитектора городского округа город Воронеж о возможности формирования испрашиваемого заявителем земельного участка.
В ответ Управлением главного архитектора городского округа город Воронеж сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной (л.д.36-38).
Кроме того, из оспариваемого отказа от 14 августа 2020 года № 52-17-10925з следует, что в соответствии со схемой инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%). То есть, осуществление строительства на спорном земельном участке не представляется возможным без проведения дополнительных работ и выполнения условия по инженерной подготовке территории.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ административного ответчика в этой части в утверждении схемы земельного участка является обоснованным, поскольку испрашиваемый участок находится за красными линиями, а проведение каких-либо дополнительных мероприятий, возможных с этим ограничений по месту расположения дома на земельном участке, его конструктивных особенностей, не предусмотрено порядком предоставления многодетным гражданам в собственности бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Действующим законодательством не предусмотрено формирование и, как следствие, предоставление многодетной категории граждан земельного участка, разрешенное использование которого в соответствии с целевым назначением возможно лишь при определенных условиях.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что указанное в оспариваемом отказе условие о невозможности формирования земельного участка по причине его нахождения в зоне подтопления, не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку границы зон затопления, подтопления спорного земельного участка Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, и им не оспорено.
Однако несоответствие требованиям закона одного из указанных в отказе оснований не влечет признания незаконным решения при наличии иных условий для отказа, соответствующих действующему законодательству.
Также судом первой инстанции отмечено, что ссылка Ждановой В.В. на нарушение оспариваемым решением положений Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» в части предоставленного права на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, по категории многодетных граждан является необоснованной, поскольку административный истец в настоящее время включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, решений об исключении её из него не принималось, в связи с чем, она имеет право на получение в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, по категории многодетных граждан. Испрашиваемый земельный участок не включен в перечень земельных участков, предусмотренных к предоставлению.
С учетом изложенного и анализа приведенных норм закона в совокупности с обстоятельствами, установленными по делу, вывод районного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ждановой В.В. требований о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 14 августа 2020 года № 52-17-10925з в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы административного истца фактически повторяют его позицию, были предметом исследования в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ждановой Виктории Викторовны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: