№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2020 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Клепиковой Е.А.,
с участием адвоката Зулпикаровой О.И.,
при секретаре Агзаметдиновой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишкина ФИО12 к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Шишкин Д.А. обратился в суд с иксом с учетом уточнения к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об обязании администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области передать его учётное дело в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, об обязании Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец ФИО4 вписан в свидетельство о рождении со слов матери. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. он был направлен в ТОГБОУ «Заворонежский детский дом». Этим же постановлением за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что домовладение нуждается в капитальном ремонте (обрушается потолок в комнатах, необходимо менять кровлю и полы). Ремонт в жилом помещении не производился, акта обследования жилья о признании его аварийным, не выносился. Постановлением главы Бокинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. его поставили на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма, на улучшение жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ году он обучался в педагогическом колледже <адрес>, после окончания которого, вынужден снимать жилье, так как проживать в вышеназванном доме невозможно. Просит иск удовлетворить.
К участию в деле привлечен орган опеки и попечительства Управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области, в качестве ответчика Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Шишкин Н.А., администрация Тамбовской области, администрация Тамбовского района Тамбовской области.
Истец Шишкин Д.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. Ранее в судебном заседании пояснял, что в ДД.ММ.ГГГГ году он был поставлен на учет в администрации Бокинского сельсовета как нуждающийся в жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ году ему стало известно, что ему как сироте положено жилье, но его сняли с очереди, поскольку жилой дом, не пригодный для проживания и закрепленный за ним соответствовал всем нормам. При обращении в Управление социальной защиты, им был получен ответ, в котором указано, что в связи с тем, что его учётное дело не поступало в Управление до достижения им 23 лет, он не состоит в списках детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в который включаются дети-сироты в возрасте от 14 до 23 лет.
Представитель истца Шишкина Д.А. – адвокат Зулпикарова О.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что статус Шишкина Д.А как сироты определен. После окончания ТОГБОУ «Заворонежский детский дом», Шишкин Д.А. был поставлен на учет в администрации Бокинского сельского совета на получение жилья, с определением статуса «сирота». Список граждан нуждающихся в получении жилых помещений на сегодняшний день изменился, так как лица стоящие перед Шишкиным Д.А. были обеспечены жильем, и получается, что Шишкин Д.А. состоит в списке под №. В переходный период ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Бокинского сельского совета не было передано учетное дело Шишкина Д.А. в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, что предусмотрено Постановлением администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, и <адрес> от 25.12.2020г. №-З. Кроме этого, администрацией Бокинского сельсовета не было предпринято мер о постановке в известность Шишкина Д.А. о необходимости обращения в Управление социальной защиты на получение жилья. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит иск удовлетворить, поскольку независимо от возраста истца, он сохраняет право на обеспечение жилым помещением. О внеочередном предоставлении жилого помещения не просит.
Представитель ответчика администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании оставляет разрешение иска на усмотрение суда, дополнив, что Шишкин Д.А. состоит на очереди в качестве нуждающегося с ДД.ММ.ГГГГ года. Поставлен он на очередь по ходатайству Заворонежского детского дома. На момент его постановки ему было 18 лет. В списке нуждающихся в жилом помещении он состоит по настоящий день. Начиная с момента постановки Шишкина Д.А. на очередь до переходного периода ДД.ММ.ГГГГ года, по словам работников администрации Бокинского сельского совета, с ним не могли связаться ни по номеру телефона, ни разыскать его по месту прописки. Розыск через органы полиции не производился. Учетное дело Шишкина Д.А. не передавалось в Управление социальной защиты, так как по устному сообщению работника Управления социальной защиты дети- сироты, достигшие 18 лет, должны были сами обращаться для постановки их на учет, как детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях. Сама администрация Бокинского сельсовета все данные о детях-сиротах предоставляла в отдел опеки администрации Тамбовского района.
Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и третьего лица администрации Тамбовской области по доверенностям ФИО6 в судебном заседании исковые требования истца не признал, пояснив, что в Управление социальной защиты информация о том, что Шишкин Д.А. признан сиротой, не поступала. По фактическим обстоятельствам, Шишкин Д.А. действительно являлся сиротой, и в случае нуждаемости должен был самостоятельно обратиться в Управление социальной защиты, либо предпринять меры, чтобы администрация Бокинского сельсовета подала документы в Управление социальной защиты. После чего, на основании 159-ФЗ было бы сформировано учетное дело, и он был бы поставлен на учет как нуждающийся. Однако до возраста 23 лет со стороны Шишкина Д.А. обращения в Управление социальной защиты не поступали, в связи с чем, он потерял статус лица, в соответствии с которым он имел право на включение в очередь на получение жилого помещения. В связи с этим, требования к Управлению социальной защиты необоснованны, просит отказать Шишкину Д.А. в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица администрации Тамбовского района по доверенности ФИО7 в судебном заседании полагает, что требования истца подлежат удовлетворению, пояснив, что Шишкин Д.А. был поставлен на учет как сирота, и соответственно имел право на получение жилого помещения. Жилое помещение, которое было закреплено за Шишкиным Д.А. не было признано аварийным, но не соответствовало нормам действующего законодательства и было в аварийном и непригодном для проживания состоянии. Не передача дела администрацией Бокинского сельсовета в Управление социальной защиты, не является нарушением и виной Шишкина Д.А., так как он не мог знать о том, что существуют законодательные новации, которые обязывают его предоставить в Управление социальной защиты пакет документов для постановки его на очередь как ребенка-сироту, которое не реализовало свое право на получение жилого помещения. Информирован об этом, Шишкин Д.А. надлежащим образом не был. Считает, что Шишкин Д.А. имеет полное право на включение его в список Управления социальной защиты и семейной политики и считаем, что исковые требования Шишкина Д.А. подлежат удовлетворению.
Третье лицо Шишкин Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона 01.01.2013г.
Исходя из положений вышеприведенного Федерального Закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
Аналогичные положения содержатся и в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Следовательно, Шишкин Д.А., как лицо из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которое на ДД.ММ.ГГГГ, не было обеспечено жилым помещением по Федеральному закону №159-ФЗ, сохраняет право на обеспечение жилым помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом №15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГг., независимо от его возраста.
В соответствии с ч.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно, в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 29 кв. метров и не более 33 кв. метров.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З).
. Лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые на ДД.ММ.ГГГГ, не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону №159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом №15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГг., независимо от возраста указанных лиц.
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области определено главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, выделенных на обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также наделено полномочиями на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Шишкин Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-КС №, отец ФИО4 вписан в свидетельство о рождении по устному заявлению матери, что подтверждается справкой о рождении отдела ЗАГС администрации <адрес> тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению матери ФИО3, Шишкин Д.А. был направлен в детское государственное учреждение, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. истец воспитывался в ТОГБУ «Заворонежский детский дом» и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается сообщением ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Заворонежский» № от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. обучался в педагогическом колледже <адрес>.
Актом проверки закрепленного за истцом жилья от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что закрепленное за Шишкиным Д.А. жилое помещение нуждается в капитальном ремонте, поскольку потолок в комнатах начинает обрушаться, кровлю и полы в доме необходимо менять.
Постановлением главы Бокинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Шишкин Д.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по категории «Сирота». В указанном списке Шишкин Д.А. числился под номером 37. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 числится под номером 3. Доказательств того, что истец был исключен из указанного списка суду не представлено.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время истец состоит на учете в числе лиц, за которыми признано право на получение жилья.
Постановлением администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена единая очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. В данном постановлении органам местного самоуправления было рекомендовано предоставлять в Управление труда и социального развития <адрес>, осуществлявшем в тот период времени соответствующие функции, сформированные учетные дела на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для постановки в единую очередь.
В период до достижения истцом возраста 23 лет были установлены Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, утвержденный Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с положениями которых Управление образования и науки области было обязано представлять в Управление труда и социального развития области сведения о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади или социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и их учетные дела, а также вести Регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма на основании регистров муниципальных образований, ответственными за ведения которого являлись органы опеки и попечительства муниципального образования, осуществляющие формирование учетных дел детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из перечисленных выше норм, принимая во внимание, что истец относится к социально незащищенной категории граждан, органом местного самоуправления за ним признано право на предоставление жилья, следует, что на администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, лежала обязанность по информированию Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о наличии у Шишкина Д.А. прав на получение мер социальной поддержки, а также по формированию и передаче учетного дела Шишкина Д.А. в соответствующий орган для обеспечения возможности на реализацию им указанных мер поддержки.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Так, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей органом местного самоуправления, учетное дело на Шишкина Д.А. администрацией Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области не было передано в Управление социальной защиты и семейно политики Тамбовской области, следовательно, требование истца об обязании администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области передать учётное дело на Шишкина Д. А. в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подлежит удовлетворению.
Шишкин Д.А. является лицом, нуждающимся в жилом помещении, имеющим гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и предусматривающие сохранение за лицом, оставшимся без попечения родителей, права на получение жилья, если по каким-либо причинам лицо, имеющее такое право, не реализовало его, в связи с чем его требование к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями действующего законодательства, принимая во внимание, что иным путем Шишкин Д.А. не имеет возможности реализовать свое право на получение жилья, на Управлении социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (как на органе исполнительной власти, уполномоченном на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей) лежит обязанность по предоставлению Шишкину Д.А. благоустроенного, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в порядке очередности среди лиц, указанной категории, на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З.
Доводы ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об отсутствии у истца препятствий для постановки на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и утрате им права на предоставление социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23 лет, судом не принимаются.
Шишкин Д.А. с девятилетнего возраста, в связи со смертью матери, воспитывался в детских государственных учреждениях. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Шишкин Д.А. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Шишкин Д.А. выпустился из детского государственного учреждения в ДД.ММ.ГГГГ году. Однако, при выходе из социального учреждения детского дома ему не был разъяснён порядок и необходимость обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в соответствии с порядком, установленном на тот момент. До достижения возраста 23 лет органом местного самоуправления за ним признано право на предоставление жилья как за лицом, относящимся к категории "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", то есть органом местного самоуправления он включён в льготную очередь на получение жилого помещения, что свидетельствует о признании за ним права на получение жилого помещения для данной категории лиц. До настоящего времени он жильём не обеспечен, с льготной очереди не снят.
Следовательно, Шишкиным Д.А. не утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
То обстоятельство, что за истцом постановлением главы администрации Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> не свидетельствует об отсутствии у Шишкина Д.А. права на предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Согласно заключению комиссии администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, домовладение, закреплённое за Шишкиным Д.А. нуждается в капитальном ремонте, поскольку потолок в комнатах начинает обрушаться, кровлю и полы в доме необходимо менять, дом не оборудован никакими удобствами, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. На представленных суду фотографиях на л.д. 181-186 видно, что кровля дома разрушена.
По смыслу ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. N682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется в том случае, если ребёнок является либо собственником данного жилого помещения, либо нанимателем, либо членом семьи нанимателя. Шишкин Д.А. не является ни собственником, ни нанимателем закреплённого за ним жилого помещения, а также не является членом семьи нанимателя жилого помещения. В указанном жилом помещении истец никогда фактически не проживал, имеет формальную регистрацию. Согласно сведений ЕГРН, в собственности Шишкина Д.А. жилых помещений не имеется, что подтверждается уведомлением от 23.12.2019г.
В силу статьи 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 года N 682-3 (в редакции от 25.12.2012 г. "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти области обязан однократно предоставить указанной в законе категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилого дома, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 29 кв.м., не более 33 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░13 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░14, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░15, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░16, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 29 ░░. ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ 33 ░░. ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░- ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2020 ░░░░