№ 16-1009/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 23 мая 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2 ФИО3,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2024 года, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 А.Н. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее Минэкологии РС (Я)) на предмет полноты реализации полномочий в лесной сфере.
В целях устранения выявленных нарушений Якутской природоохранной прокуратурой в Минэкологии PC (Я) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 20 марта 2023 года исх. № Прдр№ полученное Минэкологии РС (Я) 23 марта 2023 года.
21 апреля 2023 года в Якутскую природоохранную прокуратуру поступил ответ Минэкологии PC (Я) на вышеуказанное представление.
При этом в вышеуказанном ответе Минэкологии РС (Я) отсутствуют сведения о принятых мерах по устранению нарушений в части следующих доводов:
1. недоукомплектованность лесопожарных формирований силами и средствами;
2. износ пожарной техники в лесопожарных формированиях ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» и ГБУ РС (Я) «Авиалесохрана»;
3. факт непринятия дополнительных мер по исполнению решения Якутского городского суда от 2021 года;
4. ненадлежащий учет лесопожарной техники, ее пересортица, некорректный учет в районах и филиалах ГАУ «Якутлесресурс», недостаточное оснащение специализированных учреждений навесами и гаражами для лесопожарной техники;
5. неисправное состояние радиостанции в Ленском филиале ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс»;
6. отсутствие страхования на лесопожарную технику в отделении ГБУ РС (Я) «Авиалесохрана»;
7. ненадлежащие хранение, консервация в зимний период закрепленной лесопожарной техники;
8. не увеличение штата сотрудников и не создание дополнительных авиаотделений на тушение и мониторинг лесных пожаров с учетом увеличения охраняемой зоны на 22 тыс. га;
9. не обеспечение контроля за формированием подведомственными учреждениями государственных заданий с учетом сложной лесопожарной ситуации в Республике Саха (Якутия) в 2020-2021 гг. и с учетом увеличения охраняемой зоны на 22 тыс. га;
10. ненадлежащий контроль за исполнением лесопользователями обязанностей в сфере охраны лесов от природных пожаров;
11. не принятие мер к досрочному расторжению договоров аренды лесных участков, купли-продажи, постоянного бессрочного пользования;
12. отсутствие на уровне Минэкологии РС (Я) правового акта, регулирующего порядок контроля за исполнением лесопользователями работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом или приобретенном лесном участке;
13. не обеспечение должного контроля за деятельностью подведомственных учреждений в лесной сфере;
14. не обеспечение полноты реализации переданных полномочий в области лесных отношений.
При этом, должностным лицом заместителем министра экологии РС (Я) ФИО1 А.Н. не обеспечено: полнота рассмотрения акта прокурорского реагирования, контроль за соблюдением сроков рассмотрения и направления информации о результатах их рассмотрения в Якутскую природоохранную прокуратуру.
Из ответа Минэкологии РС (Я) от 21 апреля 2023 года за исх. № следует, что представление Министерством надлежащим образом не рассмотрено, меры по устранению нарушений не приняты, сообщение о результатах принятых мер прокурору не сообщены, ответ составлен в произвольной форме, содержит лишь констатацию обстоятельств, описание имеющихся проблем, используются недопустимые неконкретизированные формулировки.
При этом в письме не представлена информация по части вопросов, изложенных в представлении, а именно: о принятых мерах по снижению высокой степени изношенности лесопожарной техники; не дана оценка ненадлежащему учету лесопожарной техники, ее пересортице, некорректному учету в районах и филиалах ГАУ «Якутлесресурс», никакой сверки и проверки по аналогичным фактам не проведено; не дана оценка доводу о ненадлежащей работе радиостанций в Ленском филиале ГАУ PC (Я) «Якутлесресурс» и отсутствию страхования на лесопожарную технику; оставлен без рассмотрения довод о бездействии Минэкологии PC (Я) по факту нехватки финансирования на тушение и мониторинг лесных пожаров с учетом увеличенной зоны охраны лесов на 22 тыс. га и потребности в создании 4 авиаотделений; отсутствует информация по вопросу ненадлежащего контроля со стороны Минэкологии PC (Я) за составлением подведомственными учреждениями государственного задания в сфере охраны лесов; отсутствует информация по планированию мероприятий по наращиванию параметров государственного задания в сфере охраны лесов по противопожарному обустройству лесов; оставлен без рассмотрения довод об отсутствии на уровне Минэкологии PC (Я) правового акта, регулирующего порядок контроля за исполнением лесопользователями работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом или приобретенном лесном участке.
27 июля 2023 года и.о. Якутского природоохранного прокурора в отношении заместителя министра экологии РС (Я) ФИО1 А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, основанием для привлечения заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 А.Н. к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Закона о прокуратуре.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФИО1 А.Н., заявившего ходатайство об отложении судебного заседания по причине участия в другом судебном заседании, были предметом надлежащей проверки и оценки судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) и обоснованно отклонены по приведенным в решении мотивам.
Вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении соответствующих ходатайств разрешается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, что также было учтено судьей Верховного Суда Республики ФИО1.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе отклоняются судьей кассационного суда, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судьями нижестоящих судов при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения оспариваемых актов, влияли бы на их обоснованность и законность либо опровергали состоявшиеся по делу выводы.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа является минимальным предусмотренным санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выражая несогласие с оценкой установленных судами обстоятельств, заявитель иных доводов, чем те, которые были отвергнуты как необоснованные, не подтвержденные материалами дела, не приводит.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 А.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2 ФИО3 – оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова