№ 2-1733/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2024 г. г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3, Межведомственной комиссии Республики ФИО3 по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» об установлении факта, имеющего юридическое значение, признании решений недействительными, признании права на получение государственного жилищного сертификата и мер социальной поддержки, возложении обязанности совершить определённые действия, восстановлении срока на подачу заявления, третьи лица Некоммерческая организация «Крымский республиканский фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», Прокуратура Республики ФИО3, ФИО3 Республики ФИО3 ФИО7, Управление Федеральной службы безопасности по ФИО3 и <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась с исковым заявлением в суд к ответчикам Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3, Межведомственной комиссии Республики ФИО3 по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», в котором, с учётом уточнения (т. 2 л.д. 7-8), просит:
1) установить факт, имеющий юридическое значение, о соответствии ФИО2 требованиям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, вынужденно покинувших место постоянного проживания, прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории", постановления Совета министров Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 909 "О предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>";
???2) признать недействительным решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения;
???3) признать недействительным решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения;
4) признать недействительными пункт 2 решения Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, в части решения об отсутствии оснований предоставления Министерством сертификата ФИО2 согласно пункту 12 приложения № к настоящему протоколу;
5) признать право ФИО2 на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения;
6) признать право ФИО2 на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений;
7) возложить на Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 обязанность выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения;
8) возложить на Межведомственную комиссию по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес> обязанности ??устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2 путём восстановления её нарушенного права путём принятия решения о предоставлении Государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения предоставления ей меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений;
9) восстановить ФИО2 срок на подачу заявления на перечисление социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых Государственных жилищных сертификатов, пропущенный ею по вине ответчиков;
10) установить ФИО2 срок на подачу заявления на перечисление социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов – 90 календарных дней с даты получения на руки государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указываются следующие обстоятельства. Истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, являясь гражданином Украины, проживала на территории Республики ФИО3, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась по месту регистрации в <адрес>, откуда ДД.ММ.ГГГГ, в связи с опасностью для жизни и здоровья, была вынуждена экстренно эвакуироваться на территорию ФИО3. В связи с принятием <адрес> в состав Российской Федерации, истцом ФИО2 приобретено гражданство Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ получен паспорт. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата; на основании решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № истцу ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат №. В ходе подготовки документов для приобретения недвижимости истец ФИО2 узнала, что полученный государственный сертификат является недействительным, так как ДД.ММ.ГГГГ Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 было принято решение № об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, по причине несоответствия ФИО2 требованиям подпункта «а» пункта 2 «Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства», утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1876. Не согласившись с данным решением, истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с жалобой в Межведомственную комиссию Республики ФИО3 по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, а также ДД.ММ.ГГГГ повторно подала заявление о предоставлении государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО2 получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указывается, что решением Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием требованиям подпункта «а» пункта 2 вышеуказанных правил. Решением Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 вновь отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в связи с несоответствием требованиям подпункта «а» пункта 2 вышеуказанных правил. Истец считает данные решения незаконными, указывает, что ответчиками проигнорированы представленные сведения об эвакуации ФИО2 в экстренном порядке с территории <адрес>, подтверждающиеся миграционной картой; так как ФИО2 покинула место своего постоянного проживания в <адрес> и прибыла в ФИО3 на постоянное место жительства, она имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3, представители третьих лиц ФИО3 Республики ФИО3 Аксёнова С.В., Управления Федеральной службы безопасности по ФИО3 и <адрес>, Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Ответчики Межведомственная комиссия Республики ФИО3 по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» и третье лицо Прокуратура Республики ФИО3, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании положений статьи 167 ГПК РФ, настоящее дело рассмотрено судом без их присутствия.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФКЗ <адрес> принята в состав Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1876 утверждены «Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства» (далее – Правила).
Как установлено пунктом 2 Правил, мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
б) граждане до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;
в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает возможность использования социальной выплаты для приобретения одного или нескольких жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья на территории Российской Федерации у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких).
В подпункте «г» пункта 4 Правил предусмотрено, что при рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат в том числе сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в <адрес> или части <адрес>. Такая проверка проводится, в частности, путем направления запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в иные органы государственной власти.
Постановлением Совета министров Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён «Порядок и условия предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>» (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка уполномоченным исполнительным органом Республики ФИО3 на предоставление гражданам социальной выплаты на основании сертификатов является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3.
В пункте 4 Порядке указано, что для получения сертификата гражданин представляет в уполномоченный орган через Государственное бюджетное учреждение Республики ФИО3 "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" следующие документы:
заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
документы, удостоверяющие личность заявителя и каждого члена его семьи (в соответствии с подпунктом "г" пункта 6 настоящего Порядка);
документы, подтверждающие родство членов семьи с заявителем.
К членам семьи гражданина относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними.
Пункт 6 Порядка предусматривает, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты совокупности следующих критериев:
а) граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в городе Херсоне или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
б) граждане в срок, установленный подпунктом "б" пункта 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1876, подали заявление на предоставление сертификата лично либо через представителя при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе является несоответствие граждан критериям, указанным в пункте 6 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка факт постоянного проживания в городе Херсоне или части <адрес> подтверждается гражданами следующими документами:
документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении для детей до 14 лет). К членам семьи гражданина относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними;
документы, удостоверяющие факт регистрации по месту жительства в городе Херсоне или части <адрес> гражданина и членов его семьи в любой период до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе выданные компетентным органом Украины не позднее ДД.ММ.ГГГГ либо компетентным органом <адрес>, содержащие отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в городе Херсоне или части <адрес>, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в городе Херсоне или части <адрес>, либо иной документ, содержащий указанные сведения. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в городе Херсоне или части <адрес>, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
Документы, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, составленные на украинском языке, представляются с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме.
Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык, заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 18 Порядка установлено, что в целях перечисления социальной выплаты гражданин или его (их) представитель до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) предъявляет(-ют) сертификат(-ы) к оплате путем представления в МФЦ заявления о перечислении социальной выплаты по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно паспорту гражданина Украины ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ место проживания истца зарегистрировано по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 10-11).
Как следует из миграционной карты серии 0320 №, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ въехала на территорию Российской Федерации (т. 1 л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 выдан паспорт гражданина Российской Федерации (т. 1 л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратилась в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата в рамках реализации предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», предоставив паспорт гражданина РФ (т. 1 л.д. 104).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 истцу ФИО2 выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения № (т. 1 л.д. 14).
В справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной старшим оперуполномоченным УФСБ России по ФИО3 и <адрес>, указано, что установлены лица, которые обратились с заявлением на получение государственного жилищного сертификата, однако в период с 2022-2023 гг. не находились на территории <адрес> и не проходили паспортный контроль через пограничные пункты пропуска. В связи с чем, факт пребывания указанных граждан в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства не установлен, а именно ФИО2 (примечание: с ДД.ММ.ГГГГ находится на территории иных субъектов Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории <адрес>, после чего нет данных о прохождении пунктов пропуска) (т. 1 л.д. 101-103).
Решением ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № истцу ФИО2 отказано в предоставлении жилищного сертификата по причине несоответствия заявителя критерию, установленному подпунктом «а» пункта 2 Правил. Также указывается, что согласно представленной УФСБ России по ФИО3 и <адрес> информации установлено, что заявитель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории иных субъектов Российской Федерации, в связи с чем, факт постоянного проживания заявителя в <адрес> или части <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не установлен (т. 1 л.д. 100).
В ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ № Р-40/29329/5 на жалобу истца Совет министров Республики ФИО3 сообщило, что Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ были направлены запросы в Управление по вопросам миграции МВД по ФИО3 и Управление Федеральной службы безопасности РФ по ФИО3 и <адрес>. По информации, представленной ДД.ММ.ГГГГ УФСБ РФ по РК и <адрес>, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории иных субъектов Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории <адрес>, после чего отсутствуют сведения о прохождении пунктов пропуска. С учётом вышеуказанной информации, ФИО2 не соответствует критерию, установленному подпунктом «а» пункта 2 Правил. При принятии Министерством решения об отказе в предоставлении сертификата ввиду технического сбоя в системе были некорректно внесены данные о принятом министерством решении. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Фонда – оператора системы направлено соответствующее письмо о необходимости корректировки данных в системе. После осуществления Фондом определённых технических мероприятий, министерством ДД.ММ.ГГГГ принято решение № об отказе в предоставлении ФИО2 сертификата (л.д. 21-22).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 повторно обратилась в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата в рамках реализации предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», предоставив паспорт гражданина РФ, паспорт гражданина Украины, миграционную карту (т. 1 л.д. 112-113).
В справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной старшим оперуполномоченным УФСБ России по ФИО3 и <адрес>, указано, что установлены лица, которые обратились с заявлением на получение государственного жилищного сертификата, однако в период с 2022-2023 гг. не находились на территории <адрес> и не проходили паспортный контроль через пограничные пункты пропуска. В связи с чем, факт пребывания указанных граждан в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства не установлен, а именно, среди прочих, ФИО2 (примечание: с ДД.ММ.ГГГГ находится на территории иных субъектов Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории <адрес>, после чего нет данных о прохождении пунктов пропуска) (т. 1 л.д. 101-103).
Как следует из протокола заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам заседания принято решение об отсутствии оснований предоставления сертификатов, а также в перечислении средств социальной выплаты на основании сертификатов гражданам согласно приложению № к данному протоколу. В пункте 12 Приложения № к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № указана ФИО2, в связи с несоответствием критерию, указанному в подпункте «а» пункта 2 Правил № (т. 1 л.д. 144-152).
Решением ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № истцу ФИО2 отказано в предоставлении жилищного сертификата по причине несоответствия заявителя критерию, установленному подпунктом «а» пункта 2 Правил. Также указывается, что согласно представленной УФСБ России по ФИО3 и <адрес> информации установлено, что заявитель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории иных субъектов Российской Федерации, в связи с чем, факт постоянного проживания заявителя в <адрес> или части <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не установлен (т. 1 л.д. 108).
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2024-195098234 за истцом ФИО2 право собственности на какие-либо объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации не зарегистрировано.
Основываясь на вышеприведённых положениях закона и установленных по делу обстоятельствах, суд полагает, что то обстоятельство, что истец на законных основаниях проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации и не находилась постоянно по месту своей регистрации в <адрес>, не может являться основанием для отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата как жителю <адрес>, поскольку ни Правила предоставления финансовой поддержки, утверждённые постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1876, ни Порядок, утверждённый Постановлением Совета министров Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 909, не содержит условий о длительности постоянного проживания на указанной территории или непосредственном физическом присутствии лица в месте постоянного проживания в конкретный период.
Наличие у истца временной регистрации на территории Российской Федерации, в том числе, в спорный период, не лишает его возможности получения государственного жилищного сертификата как жителем <адрес>, поскольку установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 83-О Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определяя в статье 2 понятия "место пребывания" и "место жительства" (абзацы седьмой и восьмой), ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая статьи 3).
Исходя из положений пункта 1 статьи 20 ГК РФ, а также статей 2, 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом пребывания признается жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, где он проживает временно. Регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Как установлено судом, при подаче заявления на предоставление жилищного сертификата ФИО2 был предоставлен паспорт гражданина РФ и паспорт гражданина Украины с регистрацией по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с переводом на русский язык.
Таким образом, документы, предусмотренные как пунктом 4 Правил так и пунктами 4, 7 Порядка, ФИО2 были представлены, в связи с чем у ответчиков не имелось правовых оснований для отказа истцу в предоставлении государственного жилищного сертификата.
При таком положении, решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения, а также решение Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, в части отказа ФИО2 в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения, подлежат признанию незаконными.
За истцом ФИО2 судом признаётся право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения и меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений, в связи с чем, на ответчика Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3 возлагается обязанность выдать ФИО2 соответствующий государственный жилищный сертификат.
Требование об установлении юридического факта соответствия ФИО2 требованиям Правил и Порядка для защиты нарушенного права не требуется.
Учитывая, что исполнительным органом Республики ФИО3 на предоставление гражданам социальной выплаты на основании сертификатов является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО3, на которое судом возложена обязанность предоставить ФИО2 жилищный сертификат, у суда не имеется правовых оснований для возложения на Межведомственную комиссию по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес> обязанности ?принять решение о предоставлении ФИО2 жилищного сертификата.
Рассматривая требование о восстановлении ФИО2 срока на подачу заявления на перечисление социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых Государственных жилищных сертификатов, суд учитывает, что пунктом 18 Порядка срок для предъявления сертификата к оплате путём представления заявления о перечислении социальной выплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ, то есть к моменту рассмотрения настоящего дела срок истёк.
Вместе с тем, учитывая, что срок предъявления государственного жилищного сертификата к настоящему моменту пропущен истцом по причине незаконных отказов ответчиков в предоставлении сертификата, указанный срок подлежит восстановлению.
Суд находит разумным, обоснованным и подлежащим требование об установлении ФИО2 срока на подачу заявления на перечисление социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов в течение 90 календарных дней с даты получения государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
???░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ N 909 "░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ <░░░░░>" (░░░░░░ ░ "░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ <░░░░░>").
░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – 90 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░3.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░