№ 2-909/2020

УИД 75RS0001-02-2019-010064-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года                                                                                                г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Базаровой И.В.,

с участием прокурора Синельниковой Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Артебякину В. В. о запрете строительства до получения положительного заключения государственной экспертизы, обязании освободить самовольно занятый земельный участок, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском ссылаясь на следующее. Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении рекреационной деятельности в Ивано-Арахлейском природном парке Артебякиным В.В.. Озеро Арахлей расположено в границах Байкальской природной территории, являющейся водосборной площадью озера Байкал. Как установлено в ходе проверки 21.06.2018 между Артебякиным В.В. и Салапиным О.В. заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 25.11.2015 площадью 0,7372 га с кадастровым номером , расположенном на землях особо охраняемых территорий и объектов по адресу: <адрес> предоставленного арендатору для рекреационных целей. 19.06.2019 Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием Артебякина В.В. осуществлен осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе которого установлено, что на территории участка имеется объект капитального строительства - недостроенный двухэтажный деревянный дом с бетонным фундаментом, в настоящий момент ведутся работы по обустройству крыши. Вместе с тем, государственная экологическая экспертиза проектной документации по строительству объекта - двухэтажного деревянного дома, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером отсутствует, разрешение на строительство не выдавалось, что подтверждается ответом Артебякина В.В. на требование природоохранной прокуратуры. Действия Артебякина В.В. по осуществлению строительства в отсутствие государственной экологической экспертизы могут поставить под угрозу нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленных в Конституции РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды», так как отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на Байкальской природной территории и может причинить вред окружающей среде. Указанный земельный участок относится к категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование – для рекреационных целей, принадлежит на праве аренды Артебякину В.В. В результате обмеров земельного участка специалистом Управления Росреестра по Забайкальскому краю выявлено, что часть земельного участка без кадастрового номера площадью 3729 кв.м, используется не в соответствии границами предоставленного земельного участка. Таким образом, Артебякин В.В. использует часть земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, в личных целях, в отсутствие правоустанавливающих документов на него. Артебякин В.В. нарушает действующее земельное законодательство, право органа местного самоуправления на осуществление своих полномочий в области земельных правоотношений, а также права иных лиц. Проверкой деятельности Артебякина В.В. установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании указанного земельного участка. Для соблюдения правил личной гигиены строителями на территории участка оборудована душевая, при этом в нарушение требований законодательства, сброс жидких коммунальных отходов от душевой осуществляется на почву, септики, предназначенные для сбора и временного хранения жидких коммунальных отходов, отсутствуют. Указанное нарушение требований законодательства, причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии озера Арахлей, вода из которой поступает в озеро Байкал, в связи с чем, нарушают закрепленное статьей 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал. Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания. При выявленном грубом нарушении природоохранного законодательства и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Просил суд запретить Артебякину В.В. деятельность по строительству объекта капитального строительства - двухэтажного деревянного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, тер. Озера Арахлей, мкр Северный, вл. 5/22, на земельном участке с кадастровым номером 75:22:610101:350 до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязать освободить самовольно занятый земельный участок площадью 3729 кв.м, обязать организовать сброс жидких коммунальных отходов от душевой в септик, предназначенный для сбора и временного хранения жидких коммунальных отходов.

В дальнейшем истцом требования были уточнены, просит суд запретить Артебякину В.В. деятельность по строительству объекта капитального строительства - двухэтажного деревянного нежилого строения, расположенного по адресу<адрес> до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект строительства, в остальной части от исковых требований истец отказался.

Определением суда от 10.12.200 принят отказ истца от части исковых требований.

В судебном заседании прокурор Синельникова Т.В. поддержала уточненные исковые требования.

Ответчик Артебякин В.В. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Терегулова О.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело слушанием отложить в связи с нахождением на больничном, представила справку, ранее в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что объект незавершенного строительства приобретен в таком состоянии, поставлен на кадастровый учет, дальнейшее строительство не ведется.

Представитель ответчика Алабужева И.Р. в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании пояснила, что указанная постройка объектом капитального строительства не является, возведена как вспомогательное строение, кроме того, строительство не ведется.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Забайкальскому краю, Министерство природных ресурсов Забайкальского края, Администрация муниципального района «Читинский район», Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Семенов С.А. извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, неявка представителя ответчика не может послужить основанием для отложения судебного заседания.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория это территория, в состав которой входит буферная экологическая зона. Под буферной экологической зоной понимается территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации.

Преамбула Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ закрепляет правовые основы охраны озера Байкал, как являющегося уникальной экологической системой Российской Федерации, объектом всемирного природного наследия.

Статьей 5 указанного Федерального закона в числе принципов, определяющих режим хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории, устанавливается обязательность государственной экологической экспертизы.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории и ее экологических зон», распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р Ивано-Арахлейский природный парк расположен в границах Байкальск природной территории.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ дано понятие санитарно-эпидемиологическому благополучию населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Оценка воздействия на окружающую среду - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ исходя из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности презюмируется, при этом устанавливается обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Из положений ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ следует, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Одним из объектов государственной экологической экспертизы, в соответствии с п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории.

В настоящее время подлежит государственной экспертизе проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно п. 10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Пунктом 10.2 названной статьи определено, что некапитальные строения, сооружения – это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Статей п.4 ч.3.4 ст.49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что государственной экспертизе подлежит проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 14.05.2018 Артебякину В.В. принадлежит недвижимое имущество – здание, нежилое, общей площадью 349,9 м2, расположенное по адресу: <адрес>

Указанное строение находится на земельном участке с кадастровым номером , отнесенном к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, переданном Артебякину В.В. по договору от 21.06.2018 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 25.11.2015.

Согласно договору от 21.06.2018 на земельном участке расположен дом для отдыха, назначение: нежилое, площадью 349,3 м2, этажность: 2, мансардный.

Данные имущественные права на нежилое здание и земельный участок зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН от 29.05.2018 и 11.10.2019 соответственно.

Также согласно выписке из ЕГРН от 10.01.2020 Артебякину В.В. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, проектируемое назначение которого нежилое, общая площадь 282,8 м2, адрес объекта: <адрес>

Указанные права на земельный участок, строения сторонами не оспариваются.

Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 19.07.2019 №13-0012/101-635-2019 о направлении справки по обследованию объектов рекреации на территории Ивано-Арахлейской системы озер, 19.06.2019 было проведено обследование территории индивидуальной жилой застройки ИП Артебякина В.В. по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что на огороженной по периметру территории расположен 2-хэтажный благоустроенный жилой дом, второй этаж которого находится в стадии строительства, недостроенный деревянный дом, отдельно стоящее здание летней кухни, склад стройматериалов, открытая спортплощадка для игровых видов спорта, вагончик для проживания рабочих, летний душ для рабочих.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 19.06.2019, проведенного Забайкальским межрайонным природоохранным прокурором Шагжитовым Т.Ц., с участием помощника Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Каурова А.Ю., специалиста Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Димова К.С., специалиста отдела экологического надзора Минприроды Забайкальского края Зайцева К.В, в присутствии владельца Артебякина В.В., с приложенной фототаблицей.

Из объяснений Артебякина В.В. от 19.06.2019 следует, что в мае-июне 2018 года им приобретен земельный участок и двухэтажный дом, на участке ведется строительство двухэтажного дома. Места для отдыха других лиц не сдаются.

Из ответа Артебякина В.В. от 28.06.2019 на требование Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 24.06.2019 №07-35п-2019 о предоставлении документов следует, что туристическая или коммерческая деятельность на территории земельного участка не ведется, объект недвижимости не эксплуатируется.

Согласно справке Министерства природных ресурсов Забайкальского края №19-779 от 08.08.2019 на земельном участке с кадастровым номером находится жилой благоустроенный двухэтажный дом, летняя кухня, недостроенный двухэтажный дом, вагончик для проживания рабочих, спортивные площадки.

Из письменных пояснений Артебякина В.В. от 15.05.2020 следует, что деятельность по строительству здания не ведется, объект поставлен на кадастровый учета как незавершенное строительство, в связи с чем с требованиями о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы не согласен.

Исходя из изложенного, на основании представленных доказательств, учитывая нормы действующего законодательства, в том числе предусматривающие обязательное наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, в отсутствие которой строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов на Байкальской природной территории запрещается, суд находит заявленные исковые требования обоснованными.

Суд соглашается с доводами истца, что в отсутствие указанного заключения экологической экспертизы действия Артебякина В.В. по осуществлению строительства могут поставить под угрозу нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку данное обстоятельство свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на Байкальской природной территории и может причинить вред окружающей среде.

При этом не может послужить основанием для отказа в удовлетворении иска доводы стороны ответчика о том, что строительство объекта в настоящее время не ведется, поскольку возведение строения обуславливается наличием положительного заключения государственной экологической экспертизы, которое в настоящее время отсутствует.

Доводы представителя ответчика о том, что спорный объект не является объектом капитального строительства, возведен как вспомогательное строение, основаны на неверном толковании норм закона.

Так Градостроительным кодексом РФ определено понятие объекта капитального строительства, под признаки которого подпадает спорное незавершенное строение, доказательств обратного суду не представлено.

    При изложенных обстоятельствах исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора, направленные на защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая изложенное, с ответчика Артебякина В.В. в бюджет муниципального района «Читинский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░:                                                                            ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.12.2020

2-909/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Артебякин Вадим Викторович
Другие
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю
СЕМЕНОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Администрация муниципального района "Читинский район"
Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Суд
Читинский районный суд Забайкальский края
Судья
Галанова Д.И.
Дело на сайте суда
chitinski.cht.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее