Дело №2-2500/2020
УИД: №
Решение
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года
Азовский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Комовой Н.Б.
при секретаре Карпенко Н.А.
с участием представителя истца по доверенности Лукьяненко Л.В.
с участием представителя истца по ордеру Жидоморова А.А.
с участием представителя ответчика по доверенности Сергеевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кичиковой Ираиды Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в г. Азове Ростовской области (межрайонное) о перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с настоящим иском, указав, что согласно решению Азовского городского суда РО от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР в г. Азове Ростовской области (межрайонное) обязано было произвести ей перерасчет страховой пенсии по старости с использованием справки о заработной плате, выданной ТОО «СТИКС».
Истец пояснила, что данное решение суда было исполнено, и с ДД.ММ.ГГГГ при расчете пенсии стала использоваться справка о заработной плате за период работы в ТОО «СТИКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с отношением заработных плат <данные изъяты>.
Однако, Кичикова И.А. не согласна с произведенным расчетом, поскольку при исчислении размера ее трудовой пенсии должно использоваться отношение заработных плат -<данные изъяты>, т.к. ее право на назначение пенсии возникло ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ и соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не подлежит применению.
На основании изложенного, истец обратилась в суд и просила:
обязать ГУ УПФР в г. Азове Ростовской области (межрайонное) при перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Азовского городского суда РО от ДД.ММ.ГГГГ, постановленного по делу № использовать справку о заработной плате за период работы в ТОО «СТИКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с отношением заработных плат -1,654 на основании Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего на момент наступления права на назначение трудовой пенсии.
В отношении истца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представители истца Лукьяненко Л.В. и Жидоморов А.А. в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, дали пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Сергеева Н.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что поскольку истец ДД.ММ.ГГГГ перешла с пенсии по потере кормильца на пенсию по старости, то соответственно, при расчете размера пенсии по старости должны применяться положения ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», к которым отсылает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, в т.ч. материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему:
Право на социальное обеспечение по возрасту гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. При этом Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения прав на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления и пересмотра, к компетенции законодателя.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а до этого Законом РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ, действующего с 01 января 2015 года, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
При этом, в ранее действовавшем Законе РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» в ст. 102 было указано, что среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Из материалов дела следует, что решением Азовского городского суда РО от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу, на ГУ УПФР в г. Азове Ростовской области (межрайонное) была возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Кичиковой И.А. с использованием справки о заработной плате, выданной ТОО «СТИКС».
Судом установлено и подтверждается материалами пенсионного дела Кичиковой И.А., что решение Азовского городского суда РО от 15.05.2019 ГУ УПФР в г. Азове Ростовской области (межрайонное) было исполнено и с момента обращения истца к ответчику 01.08.2018 с заявлением о переходе с пенсии по потери кормильца на пенсию по старости, при расчете пенсии по старости, стала использоваться справка о заработной плате за период работы в ТОО «СТИКС» с 01.07.1992 по 30.06.1993 с отношением заработных плат -0,331. При этом, указанное отношение заработных плат было рассчитано по формуле, исходя из положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако, по мнению истца, при расчете пенсии по старости должен быть был применен Закон РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и использована справка о заработной плате за период работы в ТОО «СТИКС» с 01.07.1992 по 30.06.1993 с отношением заработных плат -1,654, т.к. изначально ей была назначена пенсия по старости 31.07.1993 и поскольку право на назначение пенсии по старости возникло 31.07.1993, то соответственно подлежит применению закон, действовавший до 01.01.2002.
С указанными доводами истца, суд согласиться не может.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии (в случае выбора застрахованного лица) определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента. За исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Таким образом, в пунктах 3, 4 и 6 ст. 30 названного Федерального закона для застрахованных лиц предусмотрены различные варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, в том числе с учетом норм ранее действовавшего законодательства. При этом п. 2 данной статьи предусматривает право выбора застрахованным лицом наиболее выгодного для него варианта определения расчетного размера трудовой пенсии.
Такое правовое регулирование закрепляет порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлено на учет их интересов, а также на сохранение прав, приобретенных до введения в действие названного Закона N 173-ФЗ.
Судом установлено, что общий размер пенсии истца по состоянию на 1 января 2020 г., исчисленный по правилам п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, составляет 15051,67 рублей, где повышенная фиксированная выплата – 11372,50 рубля, страховая пенсия по старости 3679,17 рублей.
Указанный расчет, суд находит произведенным правомерно с применением отношения заработных плат -0,331, поскольку истец самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ выбрала вид пенсии, который желает получать и добровольно перешла с пенсии по потери кормильца на пенсию по старости, а, следовательно, применению подлежит законодательство, действовавшее на указанную дату.
Между тем, учитывая, что Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующий с 01.01.2015 допускает применение положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, то ответчиком правомерно произведен расчет пенсии истца с учетом положений п.3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы истца о возможности применения к спорным правоотношениям положений Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" суд находит несостоятельными, поскольку согласно ст. 31 Закона N 173-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивает силу Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, несмотря на то, что изначально у истца право на получение пенсии по старости возникло 31.07.1993 Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в настоящее время применен быть не может.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит необоснованными требования истца и считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.10.2020.