Дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Очировой Т.В., при секретаре Шмелёвой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бичурского района Республики Бурятия в интересах Циммерман Г.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бичурского района РБ., с учетом уточнений, обратился в суд с иском в интересах Циммерман Г.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, в котором просил обязать ответчика предоставить Циммерман Г.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства. В обоснование иска указал, что являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Циммерман Г.А. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Васильева А.В. исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, просила предоставить жилье Циммерман Г.А. в <адрес> Республики Бурятия.
Циммерман Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в настоящее время обучается в <данные изъяты> проживает в съемном жилье в <адрес> с сыном, *** г.р., <данные изъяты>. Имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, где ранее до своей смерти проживала ее опекун - бабушка.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебном заседании Бадмаева Н.Б., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, указывая на то, что при установленных по делу обстоятельствах Циммерман не подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Представители третьих лиц Администрации МО «Бичурский район», органа опеки и попечительства Администрации Бичурского района РБ в суд не явились, о слушании дела уведомлены надлежаще. Начальник отдела опеки и попечительства Администрации МО «Бичурский район» Петрова Т.А., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 7 ст. 8 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п.8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Республики Бурятия от 07 августа 2007 г. №486 (в ред. от 07 ноября 2013 г.) «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» функции социальной защиты семьи, женщин и детей Республиканского агентства по делам семьи и детей переданы Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от *** N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Судом установлено, что Циммерман Г.А., *** г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО3, отец ФИО7 лишены родительских прав на основании решения <данные изъяты> ***
Мать истца ФИО3 умерла ***.
Постановлением администрации МО «<адрес>» РБ ...а от 27.06.2014 г. Циммерман Г.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время она состоит в списке по обеспечению жилья под номером ....
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2024 г., в ЕГРН отсутствует информация о правах Циммерман Г.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости. Из сведений ГБУ РБ «Агентство Жилстройкомэнерго» от 19.12.2023 г. Циммерман Г.А. не имеет в собственности жилых, нежилых помещений на территории г. Улан-Удэ и Республики Бурятия до 27.12.1999 г.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2024 г., в ЕГРН отсутствует информация о правах Циммерман А.Н. (отец истца) на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Вместе с тем, из выписки из ЕГРН от 11.01.2024 г., матери истца ФИО3, *** г.р., по состоянию на 11.01.2024 г. принадлежали (принадлежат) следующие объекты недвижимости:
Жилой дом площадью 32,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Земельный участок площадью 2 681 +/-18 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Из ответа на запрос суда от 16.01.2024 г. главы МО СП «Бичурское» следует, что в указанном жилом доме никто не зарегистрирован. Дом сдан в аренду ФИО2, *** г.р., в котором последняя проживает около двух лет. Со слов квартирантки, дом пригоден для проживания. Жилой дом сдан ФИО2 Циммерман Г.А..
Из пояснений Циммерман Г.А., данных в ходе судебного разбирательства, следует, что в 2013 г. ее родители были лишены родительских прав, опекуном была назначена бабушка ФИО8, которая работала в <адрес>. В феврале 2021 г. умерла ее бабушка, в декабре 2021 г. умерла ее мать ФИО3, находившаяся в <адрес>. После смерти матери остался дом, расположенный по адресу: <адрес>. С апреля 2022 г. она сдает указанный жилой дом ФИО2, которую нашла через свою соседку, проживающую в <адрес> в <адрес>. Участок огорожен, имеются баня, амбар, курятник, сеновал и туалет. Они договорились с ФИО2, что за потребленную электрическую энергию будет оплачивать ФИО2, за вывоз твердых коммунальных отходов никто не оплачивает, поскольку в доме никто не зарегистрирован. Письменно договор аренды не заключался. После признания ее матери ФИО3 в 2016 г. <данные изъяты> и последующем помещении последней в <данные изъяты>, ее мать проживала с ними в <адрес>. Бабушка ФИО8 сдавала дом ее матери за 2 000 руб. Первоначально она (Циммерман Г.А.) и ФИО2 договорились о проживании последней в доме на таких же условиях, однако впоследствии она приняла решение, что квартирантка будет оплачивать только за потребленную электроэнергию. Родных братьев и сестер она не имеет, брат умер в *** г. При обращении в органы опеки и попечительства и к нотариусу по вопросу вступления в наследство, ей разъяснили, что, если она вступит в наследство, ее снимут с очереди на получение жилья, посоветовали сначала получить жилье от государства как сироте, а затем оформить свидетельство о праве на наследство.
Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 34, 36 постановления от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента. Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Разрешая спор, суд, с учетом вышеизложенных норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, исходит из того, что Циммерман Г.А., не обратившись с заявлением к нотариусу, в установленный шестимесячный срок, совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства: приняла меры по сохранению наследственного имущества, пользуется им как своим собственным, совершила действия по управлению и распоряжению жилым домом с земельным участком, заселив в дом квартиранта. От наследства Циммерман Г.А. не отказывалась. Установленные по делу обстоятельства, свидетельствует о фактическом принятии ею наследства.
Таким образом, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", Циммерман Г.А. является собственником унаследованной собственности в виде жилого дома и земельного участка, принадлежавших ее матери ФИО3, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования - <данные изъяты> составляет 14 кв.м. на 1 человека, при этом, согласно выписке из ЕГРН, площадь жилого дома - 32,2 кв.м. Иных наследников, претендующих на получение наследства, в ходе судебного разбирательства установлено не было, Циммерман Г.А. на наличие других наследников не указывает.
Согласно ответу нотариуса Бичурского нотариального округа ФИО9 от 29.01.2024 г., наследственное дело к имуществу ФИО3, *** г.р., не заводилось.
Более того, как достоверно установлено в судебном заседании, Циммерман Г.А. сознательно не вступает в наследство до решения вопроса о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каких-либо документов, подтверждающих невозможность проживания Циммерман Г.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, истцом суду не представлено.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Бичурского района Республики Бурятия в интересах Циммерман Г.А. суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (...) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15.02.2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░: ...