(№ дела суда первой инстанции 2-1032/2024)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 августа 2024 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Бзегежевой Н.Ш.,
судей – Боджокова Н.К. и Тхагапсовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседание помощником судьи – Химишевой З.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1032/2024 по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03 мая 2024 года, которым постановлено:
«в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Адыгея» о взыскании единовременного возмещения вреда здоровью, отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Адыгея» по доверенности ФИО4, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Адыгея» (далее по тексту - ФКУ «Военный комиссариат РА») о взыскании единовременного возмещения вреда здоровью, мотивировав свои требования тем, что как инвалид - чернобылец является получателем ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, причиненного при работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы, за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18.12.2008, в его пользу взыскана ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда здоровью, предусмотренная пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, в размере 40 779 рублей 87 копеек, начиная с 01.01.2008 с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13.04.2009 в его пользу взыскана ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда здоровью, предусмотренная пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, в размере 44 246 рублей 16 копеек, начиная с 01.01.2009.
Считает, что ФКУ «Военный комиссариат РА», начиная с 01.02.2020 по 01.02.2023, неправильно проводит индексацию ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью и выплачивает ее в меньшем размере, чем это предусмотрено законом.
Просил взыскивать с ответчика ФКУ «Военный комиссариат РА» ежемесячно в его пользу денежную компенсацию по возмещению вреда здоровью в размере 105 675 рублей 86 копеек, начиная с 01.10.2023, с последующей индексацией и взыскать с ответчика ФКУ «Военный комиссариат РА» в его пользу единовременно задолженность по ежемесячной выплате денежной компенсации по возмещению вреда здоровью, за период с 01.02.2020 по 30.09.2023, в размере 158 949 рублей 78 копеек.
Истец Молотов А.Т. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат РА» в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» в судебное заседание не явился.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Молотов А.Т., просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования. Доводы, приведенные в жалобе, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.
На апелляционную жалобу письменных возражений не поступило.
Проверив материалы дела с учетом требований части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав мнение представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до 15.02.2001 регулировались пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ); данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06.01.2000 регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.12.1992 № 4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.12.1995 № 180-ФЗ).
Со вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15.02.2001 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных материалов дела, истец Молотов А.Т. является инвалидом второй группы в результате заболевания полученного в связи с прохождением военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получает все причитающиеся ему ежемесячные компенсации и выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18.12.2008, взысканы с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Молотова А.Т. ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда здоровью, предусмотренная пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, в размере 40 779 рублей 87 копеек, начиная с 01.01.2008, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13.04.2009, взысканы с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Молотова А.Т. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, по пункту 15 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской АЭС» ежемесячно сумма в размере 44 246 рублей 16 копеек, начиная с 01.01.2009, а так же задолженность по пункту 15 статьи 14 Базового закона за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 в размере 630 785 рублей 19 копеек.
Кроме того, данным решением, на Военный комиссариат Республики Адыгея возложена обязанность производить последующую индексацию указанных выплат Молотову А.Т. в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Вступившим в законную силу определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28.09.2009 дано разъяснение порядка исполнения решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13.04.2009, в соответствии с которым, Военный комиссариат Республики Адыгея обязан производить последующую индексацию ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных судебных актов, ФКУ «Военный комиссариат РА» производило индексацию и выплачивало в пользу Молотова А.Т. ежемесячную денежную компенсацию по возмещению вреда здоровью, с 01.02.2020 в размере 80 630 рублей 46 копеек, с 01.02.2021 в размере 83 502 рублей 90 копеек, с 01.02.2022 в размере 90 517 рублей 14 копеек, с 01.02.2023 в размере 101 288 рублей 68 копеек.
Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ (пункт 1 статьи 2), в часть первую статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ внесены изменения, согласно которым гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ в первоначальной редакции закрепляла ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации размеров выплат, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, а также установленного ею максимального размера ежемесячной денежной суммы. Следовательно, законодатель посчитал необходимым отдельно указать на осуществление индексации ежемесячной денежной суммы возмещения вреда, установленной инвалиду-чернобыльцу до 15.02.2001 и после названной календарной даты выплачиваемой в сохраненном размере, ограниченном максимальной величиной, в порядке, предусмотренном для выплат, производимых гражданам из числа данной категории, т.е. по общим правилам.
Названная норма в редакции Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ, предусматривающая индексацию ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, такого указания не содержала, что - с учетом целевого предназначения пункта 3 статьи 2 этого Федерального закона, направленного на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П в части установления такого механизма индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, - не означает исключения ежемесячной денежной суммы (после вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 № 31 - ежемесячной денежной компенсации), установленной инвалиду-чернобыльцу в размере, исчисленном из среднего заработка и ограниченном максимальным размером ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, из перечня выплат, подлежащих повышению в связи с увеличением стоимости жизни.
По смыслу приведенных норм, распространение на ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка инвалида-чернобыльца, ограничения их размера максимальным размером ежемесячной страховой выплаты предполагает, что и их индексация должна проводиться в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в таких случаях подлежит повышению одновременно с повышением максимального размера ежемесячной страховой выплаты, которое до вступления в силу Федерального закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» производилось в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.
Поскольку Федеральным законом от 19.12.2016 № 444-ФЗ в абзац первый пункта 12 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесено изменение, в соответствии с которым максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в номинальном выражении, а данная статья дополнена пунктом 13, содержащим правило о его ежегодной (с 1 февраля текущего года) индексации исходя из определенного Правительством Российской Федерации индекса роста потребительских цен за предыдущий год, после вступления данного Федерального закона в силу максимальный размер страховой выплаты и, соответственно, предусмотренные в таком размере ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов- чернобыльцев подлежат индексации с применением индекса роста потребительских цен.
Одновременно с этим в часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и часть третью статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ внесены изменения, которыми предусмотрена индексация установленных данными законами выплат исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, установлен унифицированный порядок индексации социальных выплат, включая ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев. Следовательно, независимо от того, каким образом определен размер указанных компенсаций - установлен в твердой сумме исходя из группы инвалидности либо исчислен из среднего заработка, в том числе в случаях, когда такие выплаты установлены в максимальном размере, - к ним применяется единый коэффициент индексации, что обеспечивает всем инвалидам- чернобыльцам повышение уровня возмещения вреда здоровью сообразно индексу роста потребительских цен. Такой подход согласуется с конституционным принципом равенства, предполагающим в том числе равное отношение к лицам, находящимся в одинаковой или сходной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» утвержден коэффициент индексации социальных выплат на 2020 год в размере 1,030. В соответствии с вышеуказанными нормами максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с 01.02.2020 составлял 79 602 рубля 38 копеек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2021 № 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году» утвержден коэффициент индексации социальных выплат на 2021 год в размере 1,049. В соответствии с вышеуказанными нормами максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с 01.02.2021 составлял 83 502 рубля 90 копеек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» утвержден коэффициент индексации социальных выплат на 2022 год в размере 1,084. В соответствии с вышеуказанными нормами максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с 01.02.2022 составлял 90 517 рублей 14 копеек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2023 № 119 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» утвержден коэффициент индексации социальных выплат на 2023 год в размере 1,119. В соответствии с вышеуказанными нормами максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с 01.02.2023 составлял 101 288 рублей 68 копеек.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Молотова А.Т., суд первой инстанции исходил из того, что ответчик при определении размера подлежащих ежемесячных выплат истцу, верно руководствовался устанавливаемым максимальным размером ежемесячной страховой выплаты в соответствующий финансовый год.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал надлежащий оценки представленным истцом доказательствам и неверно определил обстоятельства, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 03 ░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░