Дело № 2а-241/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 июня 2018 года г. Городовиковск
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего Чурюмовой К.А.,
при секретаре Колаеве Б.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Городовиковского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Виноградненского сельского муниципального образования РК о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований земельного законодательства, обязании устранить нарушения земельного законодательства путем постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами, регистрации права собственности земельных участков, занятых общественными кладбищами,
у с т а н о в и л:
Прокурор Городовиковского района РК в интересах неопределенного круга лиц обосновал иск следующим.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а в силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросы, предусмотренные п. 22 ч. 1 данной статьи не значатся.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Законом РК от ДД.ММ.ГГГГ №-У-3 «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Республики Калмыкия» за сельскими поселениями Республики Калмыкия закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Установлено, что на территории Виноградненского СМО функционируют три общественных кладбища, одно из которых недействующее. Земельные участки, используемые для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлены, права собственности не зарегистрированы.
Кроме того, 11.10.2017г. по данным фактам прокуратурой района в адрес главы Виноградненского СМО внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако со дня внесения представления вышеуказанные нарушения не устранены.
В соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. Не постановка земельных участков на государственный кадастровый учет и не регистрация прав собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей Виноградненского СМО на организацию и благоустройство территории общественных кладбищ. При осуществлении
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Басангова Н.К. иск поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации Виноградненского сельского муниципального образования РК ФИО4 не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, о признании исковых требований, из которого следует, что ответчику известны последствия признания иска и принятия его судом.
Заявление о признании иска приобщено к материалам дела.
В силу положений ст.ст. 46, 157 КАС РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что доводы, изложенные в иске прокурора, подтверждены материалами дела, соответствуют положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», то признание иска административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, в связи с чем признание иска принято судом, следовательно, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора <адрес> РК удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Виноградненского сельского муниципального образования РК, выразившегося в неисполнении требований земельного законодательства.
Обязать Администрацию Виноградненского сельского муниципального образования РК устранить выявленные прокуратурой района нарушения земельного законодательства путем постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами.
Обязать Администрацию Виноградненского сельского муниципального образования РК зарегистрировать право собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья К.А.Чурюмова
Копия верна: судья К.А.Чурюмова