Дело № 2а-7007/19 30 июля 2019 года
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2019 года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гринь О.А.
с участием прокурора Носковой В.А.
при секретаре Евстафьеве Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гулуева Горхмаза Аластан Оглы и Федотова Николая Николаевича об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии № 29,
У с т а н о в и л:
Административные истцы обратились в суд с требованиями об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии № 29 и просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии № 29 от 17.07.2019 года о регистрации Смирновой Екатерины Сергеевны кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Балканский» шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 227».
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что они являются кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Балканский» шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 227. Заинтересованным лицом представлены документы о выдвижении политическим объединением «Партия Роста». Членами политического совета партии являются ее члены, избранные решением общего собрания регионального отделения 21.03.2016 года на 4 года, а также председатель регионального отделения Швец П.Е. Из протокола политического совета от 28.05.2018 года его членами являлись Швец П.Е, Яковлева О.А., Неценко Н.А., в представленной кандидатом выписке № 12 от 25.06.2019 года указана руководитель аппарата Ковальская О.Ю., а потому заинтересованное лицо зарегистрировано незаконно. Кроме того заинтересованным лицом не представлена справка о судимости.
Административным ответчиком был представлен отзыв на заявление, согласно которому они просили отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что состав политического совета партии мог быть изменен с 28.05.2018 года, что соответствует ее уставу. Председателем «Партии Роста» в ТИК № 29 представлены выписки из протоколов общего собрания регионального отделения от 07.12.2017 года и от 04.10.2018 года, содержащие сведения о том, что 07.12.2017 года была досрочно освобождена от должности член политического совета Ковалевская О.Ю., а 04.10.2018 года она вновь назначена вместо выбывшей Яковлевой О.А.
Представитель административных истцов в суд явилась, заявление поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика в суд явился, иск не признает, так как нарушений при регистрации кандидата не было.
Заинтересованное лицо в суд явилась, иск не поддерживает.
Суд, выслушав стороны, прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению, по основаниям приведенным ниже.
Административные истцы ссылаются на то, что являются кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Балканский» шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 227» (л.д. 8-9).
16.07.2019 года принято решение Территориальной избирательной комиссии № 29 № 68-2 о регистрации Смирновой Екатерины Сергеевны кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Балканский» шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 227» (л.д. 10-11).
В ходе судебного заседания стороной административного ответчика представлена в суд выписка из протокола заседания политического совета регионального отделения в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии «Партия Роста» от 25.06.2019 года, из которой следует, что по многомандатному избирательному округу № 227 выдвинута в том числе Смирнова Екатерина Сергеевна.
06.07.2019 года она обратилась в ТИК № 29 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты МО «Балканский». К данном заявлению она в том числе приложила диплом специалиста с указанием квалификации и паспорт с указанием сведений о регистрации.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, административный иск о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений отсылает к проверке обстоятельств, указанных в пп. "в", "в.1", "в.2", "з" п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Применительно к названным выше нормам п. 2, п. 3, п. 3.1 ст. 33 названного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Согласно п. 5, п. 7 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
Избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно пункту 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, Списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов.
Разъясняя приведенные законоположения, в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Из анализа приведенных законоположений и разъяснений по их применению следует, что избирательная комиссия должна располагать документами, необходимыми для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, позволяющими ей довести до избирателей достоверные сведения о кандидате, представленные при его выдвижении, в полном объеме. Основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата являются установленные на основании исследованных документов, которыми располагала избирательная комиссия на момент принятия указанного решения, обстоятельства, исключающие в силу п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрацию кандидата.
Таких названных в законе оснований, влекущих удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона о выборах, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
В соответствии с приведенными обстоятельствами заинтересованное лицо не судима, не представлено доказательств того, что она привлекалась к уголовной ответственности, а потому доводы истца являются не обоснованными.
Административный истец ссылается на то, что в заявлении кандидат дает согласие ВПП «Партия Роста», а не ее региональному отделению о согласии баллотироваться, что является нарушением.
Пунктом 46.4 Устава ВПП «Партия Роста» находящемся в общедоступном пользовании в сети «Интернет» на сайте www.rost.ru установлено, что политический совет регионального отделения вправе выдвигать в случае отсутствия местного отделения кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований.
Доказательств наличия местного отделения ВПП «Партия Роста» по указанному округу в суд не представлено, а потому региональное отделение как структурное подразделение ВПП «Партия Роста» могло выдвигать кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Балканский» шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 227».
Состав политического совета партии мог быть изменен с 28.05.2018 года, что соответствует ее уставу. Председателем «Партии Роста» в ТИК № 29 представлены выписки из протоколов общего собрания регионального отделения от 07.12.2017 года и от 04.10.2018 года, содержащие сведения о том, что 07.12.2017 года была досрочно освобождена от должности член политического совета Ковалевская О.Ю., а 04.10.2018 года она вновь назначена вместо выбывшей Яковлевой О.А., что указывает на законность регистрации заинтересованного лица в качестве кандидата.
Таким образом требования Гулуева Горхмаза Аластан Оглы и Федотова Николая Николаевича об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии № 29 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Гулуева Горхмаза Аластан Оглы и Федотова Николая Николаевича об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии № 29 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд.
Судья Гринь О.А.