Дело № 2а-1245/2020 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово Камчатского края | 08 сентября 2020 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.С.,
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
с участием административного истца Скрицкого Р.В.,
представителя административного ответчика Манзату Н.В.,
помощника Елизовского городского прокурора Калининой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скрицкого Руслана Витальевича к Елизовской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Елизовской территориальной избирательной комиссии от 04 сентября 2020 года,
установил:
Административный истец Скрицкий Р.В. обратился с настоящим административным исковым заявлением к административному ответчику, Елизовской территориальной избирательной комиссии, указав в обоснование поданного иска, что оспариваемым постановлением аннулирована его регистрация в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения, с которым он не согласен, так как основанием для исключения его из списка кандидатов в депутаты, по мнению избирательной комиссии, явилось наличие у него второго гражданства – Украины. Однако гражданином данного государства он являлся до 2015 года, после чего обращался с заявлением о выходе из гражданства Украины. Поскольку на момент принятия оспариваемого решения у административного ответчика отсутствовал официальный документ, подтверждающий, что, помимо гражданства Российской Федерации, он является гражданином республики Украина, принятое комиссией решение является незаконным.
Административный истец Скрицкий Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, суду пояснил, что родился в <данные изъяты> и до 1999 года проживал по месту рождения, после чего выехал на постоянное место жительства в Украину, приобрел гражданство данного государства, где проживал и работал до 2014 года. В 2015 году он получил гражданство Российской Федерации, при получении паспорта гражданина Российской Федерации им было подано уведомление о наличии второго гражданства, однако из-за проблем в оформлении документов в 2015 году он оформил у нотариуса заявление об отказе от гражданства Украины, которое направлял в консульство Украины в г. Новосибирск.
Представитель административного ответчика Манзату Н.В. с иском не согласилась, представила письменное мнение на административный иск, согласно которому 27 июля 2020 года в избирательную комиссию поступило заявление от Скрицкого Р.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения, которое комиссией удовлетворено, решением от 07 августа 2020 года Скрицкий был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения, однако 04 сентября 2020 года Елизовской территориальной избирательной комиссией принято решение об аннулировании регистрации Скрицкого Р.В. в качестве кандидата в депутаты, так как по сообщению УВМ УМВД России по Камчатскому краю Скрицкий Р.В. имеет гражданство Украины. До принятия решения об аннулировании регистрации Скрицкого Р.В. в качестве кандидата в депутаты ему было предложено представить письменные пояснения по данному факту, в которых он подтвердил наличие гражданства иностранного государства. Скрицкий Р.В. не подавал уведомление в территориальный орган УМВД России по Камчатскому краю об отказе от иностранного гражданства. Дополнительно пояснила, что представленное Скрицким Р.В. нотариально удостоверенное заявление об отказе о гражданства Украины не свидетельствует о незаконности действий избирательной комиссии по аннулированию его регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения, так как на момент регистрации Скрицкого и принятия комиссией оспариваемого решения административный истец не заявлял отказ от гражданства Украины.
В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора Калинина Н.Н. полагала иск не подлежащим удовлетворению, а принятое Елизовской территориальной избирательной комиссией решение правильным.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом.
В силу положений подпункта 27 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является, в силу подпункта "а" части 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Приведенной норме корреспондируют предписания части 5 статьи 5 Закон Камчатского края от 19.12.2011 № 740 (ред. от 07.11.2019) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае».
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решением Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения № 241 от 23 июня 2020 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения на 13 сентября 2020 года.
27 июля 2020 года Скрицкий Р.В. обратился в Елизовскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о согласии избирательному объединению ЛДПР Местное отделение «Елизовское» Камчатского регионального отделения баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 1. В сведениях о себе указал, что является гражданином Российской Федерации, указал данные паспорта гражданина Российской Федерации и приложил к заявлению его копию.
Постановлением Елизовской территориальной избирательной комиссии от 07 августа 2020 года № 91/1 Скрицкий Р.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения.
25 августа 2020 года в Избирательную комиссию Камчатского края поступили результаты проведенной УМВД России по Камчатскому краю проверки в отношении кандидатов в депутаты, в числе которых представлены сведения в отношении Скрицкого Р.В., из которых следует, что Скрицкий Р.В., гражданин Российской Федерации, имеет гражданство республики Украина, уведомление от 28 июля 2015 года № 22.
Согласно письменным пояснениям Скрицкого Р.В., представленным в Елизовскую территориальную избирательную комиссию 04 сентября 2020 года, по поводу выявления его двойного гражданства пояснил, что на самом деле он является гражданином Российской Федерации и республики Украина, но на основании гражданства Российской Федерации считает нужным оставить его в дальнейшем участии в выборах.
Постановлением Елизовской территориальной избирательной комиссии от 04 сентября 2020 года № 100/1 аннулирована регистрация кандидата в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения Скрицкого Р.В. на основании ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В уведомлении от 25.03.2015, адресованном в отделение УФМС России по Камчатскому краю в Елизовском районе Скрицкий Р.В., гражданин Российской Федерации, подтвердил наличие у него иного гражданства – Украины, указав, что в полномочный орган иностранного государства о выходе из гражданства Украины или об отказе от данного гражданства он не обращался.
По сообщению и.о. нотариуса Петропавловск-Камчатского нотариального округа ФИО7 - ФИО8, при проверке базы заявлений Скрицкого Р.В. об отказе от гражданства Украины обнаружено не было.
В судебном заседании 09 сентября 2020 года административный истец представил копию нотариально удостоверенного заявления от 08 сентября 2020 года о его отказе от гражданства Украины в связи с принятием гражданства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Из анализа приведенных выше требований закона в совокупности с положениями части 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, обязывающими избирательную комиссию обратиться в компетентные органы с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, включая вопросы гражданства, следует, что в случае установления наличия у кандидата гражданства иностранного государства, такое обстоятельство является основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации.
Принимая во внимание, что в соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами Скрицкий Р.В. приобрел гражданство Российской Федерации в статусе гражданина Украины, учитывая, что международного договора, предусматривающего право граждан Украины быть избранными в органы местного самоуправления Российской Федерации не заключено, при этом указанные обстоятельства установлены после регистрации Скрицкого кандидатом в депутаты, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у административного истца пассивного избирательного права на основании части 3 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ и, как следствие, обоснованно принятом Елизовской территориальной избирательной комиссией решении об аннулировании его регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Представленный в судебном заседании отказ Скрицкого Р.В. от гражданства Украины в связи с принятием гражданства Российской Федерации, удостоверенный нотариусом 08 сентября 2020 года подтверждает законность принятого избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации Скрицкого Р.В. в качестве кандидата в депутаты, так как на момент подачи им заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения, решения Елизовской территориальной избирательной комиссии о регистрации Скрицкого Р.В. в данном качестве и принятия административным ответчиком оспариваемого решения, Скрицкий Р.В. являлся одновременно гражданином Украины и гражданином Российской Федерации, что, в силу ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ, влечет отсутствие у него права быть избранным.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 227, 244 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 17 ░░░░░ 15 ░░░░░ 09 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░