Решение по делу № 2-681/2019 от 30.01.2019

Дело № 2-681/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2019 года г. Киров

Октябрьский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:

председательствующего судьи Уськовой А.Н.,

секретаря судебного заседания Пушкаревой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ренжиной О.А. к Министерству строительства Кировской области о признании незаконным и отмене решения от 18.10.2018 года, обязании включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства жилых домов и чьи права нарушены,

У С Т А Н О В И Л:

Ренжина О.А. обратилась в Октябрьский районный суд г. Кирова с иском к Министерству строительства Кировской области со следующими исковыми требованиями:

- признать незаконным решение Министерства строительства Кировской области от 18.10.2018 года о признании граждан, чьи денежные средства привлечены для строи­тельства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадав­ших на территории Кировской области, в части внесения в список граждан, исключенных их реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

- обязать Министерство строительства Кировской области включить истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является потерпевшей от деятельности недобросовестного застройщика.

Желая реализовать свое право на получение поддержки, в рамках Закона Кировской области от 08.04.2013 года «О мерах по защите прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области», она обратилась к ответчику с заявлением о включении в Реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, приложив соответствующие документы.

18.10.2018 года ответчиком было принято решение об отказе во включении истца в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствием всем критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи прав нарушены, то есть в связи с участием в строительстве дома блокированной застройки, а не многоквартирного дома.

Считая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с данным исковым заявлением.

В судебном заседании Ренжина О.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что объект строительства – двухэтажный блокированный жилом дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, состоит из 6-ти отдельных блоков – квартир, все квартиры двухэтажные. У жилых домов блокированной застройки общего имущества не имеется, отдельные крыши, подвалы, чердаки. Каждый дом расположен на отдельном земельном участке. Кроме того считает, что Федеральный закон № 304-ФЗ от 03.07.2016 в новой редакции не исключает применение положений Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и к возникшим до 01 января 2017 года отношениям, связанным с привлечением денежных средств граждан для строительства жилых домов блокированной застройки. Указанный Закон в ранее действовавшей редакции допускал применение его положений к отношениям, возникшим при создании не только многоквартирных домов, но и иных объектов недвижимости, в результате которых участниками долевого строительства должно приобретаться право собственности на объекты долевого строительства и право общей долевой собственности. Право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на основании п. 5.1, п. 5.3 договора № ПР-7а/16-1 от 21.01.2015, у долевщика должно возникнуть после ввода дома в эксплуатацию и подписания между сторонами акта приема-передачи. Согласно п. 5.2 данного договора основаниями государственной регистрации права собственности за долевщиком будут являться разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства и акт приема-передачи. Просила требования удовлетворить.

Представитель Министерства строительства Кировской области по доверенности Тучков А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, подтвердил доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан” установлены критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших (далее по тексту Критерии), и Правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. В соответствии с пунктом 3 Критериев участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 Критериев, относится к числу пострадавших граждан. То есть, исходя из названия и положений Критериев, в реестр пострадавших граждан могут быть включены только граждане, вложившие средства в строительство многоквартирных домов. Федеральным законом № 304-ФЗ от 03.07.2016 внесены изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а именно в статью 1 введена ч. 2.3 согласно которой, действие Закона № 214-ФЗ в части регулирования отношений при строительстве (создании) многоквартирных домов в равной степени распространяется на отношения при строительстве (создании) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, в случае привлечения для строительства (создания) таких домов денежных средств граждан и юридических лиц. При этом, в силу части 3 статьи 6 Федерального закона № 304-ФЗ от 03.07.2016 действие положения части 2.3 статьи 1 Закона № 214-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после 01.01.2017. Согласно ежеквартальной отчетности застройщика, представляемой ООО «ТехКомсервис» в министерство, первый договор долевого участия на строительство жилых домов блокированной застройки по адресу: <данные изъяты>, был заключен 04.02.2015. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации жилые дома блокированной застройки не относятся к числу многоквартирных домов. То есть, исходя из названия и положений Критериев, в реестр пострадавших граждан могут быть включены только граждане, вложившие средства в строительство многоквартирных домов, а также жилых домов блокированной застройки, первый договор долевого участия в которых был заключен после 01.07.2017. Просил в удовлетворении требований Ренжиной О.А. отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела № 2-681/2019, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего:

Согласно ч. 7 ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», контролирующий орган признает в соответствии с установленным уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства регионального развития РФ № 403 от 20.09.2013 года «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения данного реестра.

В силу закона Кировской области от 08.04.2013 года № 278-ЗО «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области», граждане состоящие в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, имеют прав на получение мер дополнительной поддержки в виде получения жилого помещения, в размере который был ими оплачен по сделке с недобросовестным застройщиком, либо получения денежных средств, которые не были возвращены недобросовестным застройщиком.

В ходе судебного заседания установлено, сторонами не оспаривалось, что 30.09.2015 года истец (цессионарий) заключила договор об уступке права, в соответствии с которым ООО «ТОНиК» (цедент), уступило истцу и ее супругу Ренжину В.В., права (требования) квартиры на первом и втором этажах (строительный № 1), суммарной площадью 74,7 кв.м., расположенной в жилом доме по адресу: <данные изъяты>. Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 06.10.2015 номер регистрации <данные изъяты>.

Указанное право принадлежало цеденту в соответствии с договором уступки прав требования от 25.03.2015 года (далее договор 2), где второй стороной выступало ООО «Компания Вятка-Надым». Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 06.04.2015 номер регистрации <данные изъяты>.

ООО «Компания Вятка-Надым» являлось долевщиком по договору долевого участия в строительстве жилья от 21.01.2015 № ПР-7а/16-1 (далее договор 3), заключенному с ООО «ТехКомсервис», которое являлось Застройщиком дома, в котором расположена квартира. Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 04.02.2015 года, номер регистрации <данные изъяты>.

За передачу указанного права истец уплатила ООО «ТОНиК» 2 600 000 рублей (п. 1.1 договора № 1), путем внесения наличных денежных средств в кассу ООО «ТОНиК» в сумме 1 158 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 30.09.2015 № 7 и 1 442 000 рублей перечислила на расчетный счет ООО «ТОНиК» через Сбербанк России, что подтверждается чек-ордером от 08.10.2015 года операция № 5004.

В соответствии с п. 1.3. договора № 3 срок сдачи дома был предусмотрен 2 квартал 2016 года. Однако до настоящего времени дом в эксплуатацию не сдан. Застройщик свои обязанности по передаче квартиры истцу не выполнил.

На основании постановления от 11.01.2018 старшего следователя СЧ СУ УМВД России по Кировской области Л. И.С. Ренжина О.А. была признана потерпевшей по уголовному делу по фактам злоупотребления неустановленным лицом из числа руководителей ООО «ТехКомсервис» полномочиями при строительстве многоквартирного блокированного двухэтажного жилого дома по адресу: <данные изъяты>.

04.10.2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан.

18.10.2018 ответчиком принято решение об отказе во включении Ренжиной О.А. в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствием всем критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, то есть в связи с участием в строительстве дома блокированной застройки, а не многоквартирного дома (л.д. 28).

Ответчиком было отказано Ренжиной О.А. во включении в реестр пострадавших граждан в связи с тем, что жилое помещение, которое она приобрела в соответствии с договором о долевом участии в строительстве жилья, располагается в доме блокированной застройки, а не в многоквартирном доме.

Разрешая требования Ренжиной О.А. о признании незаконным и отмене решения от 18.10.2018, об обязании включить её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства жилых домов и чьи права нарушены, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 214-Ф3 Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Федеральным законом Российской Федерации от 03 июля 2016 года N 304-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2017 года, внесены изменения в статью 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации": она дополнена частью 2.3, предусматривающей, что действие последнего Федерального закона в части регулирования отношений при строительстве (создании) многоквартирных домов в равной степени распространяется на отношения при строительстве (создании) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, в случае привлечения для строительства (создания) таких домов денежных средств граждан и юридических лиц.

При этом ч. 3 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 03 июля 2016 года N 304-ФЗ предусмотрено, что действие положений ч.ч. 2, 3 ст. 1 и ряда других положений Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в новой редакции распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется после 1 января 2017 года.

Вместе с тем последняя норма не исключает применение положений Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и к возникшим до 01 января 2017 года отношениям, связанным с привлечением денежных средств граждан для строительства жилых домов блокированной застройки.

Так, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года, он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Таким образом указанный Закон, в ранее действовавшей редакции, допускал применение его положений к отношениям, возникающим при создании не только многоквартирных домов, но и иных объектов недвижимости, в результате которых участниками долевого строительства должно приобретаться право собственности на объекты долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество, в том числе в объекте недвижимости, не являющемся многоквартирным домом.

Кроме того, приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр утверждены Правила ведения реестра пострадавших граждан.

В соответствии с п.п. 1 п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр одним из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан является обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному соответствии с ФЗ № 214-Ф3 за исключением перечисленных объектов строительства.

П.п. 1 п. 2 Приложения № 1 также не содержит такого основания для отказа как участие в строительстве дома блокированной застройки.

Указанный выше реестр ведется в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, в части 2.3 ст. 1 которого указано, что действие настоящего Федерального закона в части регулирования отношений при строительстве (создании) многоквартирных домов в равной степени распространяется на отношения при строительстве (создании) жилых домов блокированной застройки состоящих из трех и более блоков, в случае - привлечения для строительства (создания) таких домов денежных средств граждан и юридических лиц.

Таким образом, договор о долевом участии в строительстве жилья от 21.01.2015 № ПР-7а/16-1, был заключен после вступления в силу федерального закона № 214-ФЗ, следовательно, на него распространяется действие федерального закона № 214-ФЗ и принятого в его исполнение Приказ Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан”.

В связи с чем, в данном случае не имеет правового значения, в каком доме истец приобрела квартиру в многоквартирном или в доме блокированной застройки. Также следует учитывать, что Закон Кировской области от 28.12.2016 № 41-ЗО предусматривает возможность предоставления мер по защите прав пострадавших участников строительства жилья, в том числе и тех, чьи денежные средства были привлечены для строительства не только многоквартирного дома, а также жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков (ст. 2 Закона «Пострадавший участник строительства жилья - гражданин (гражданка), чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома, а также жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков, признанный уполномоченным органом исполнительной власти Кировской области пострадавшим в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ и включенный в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и (или) в реестр пострадавших граждан»).

Кроме того, согласно проектной декларации с изменениями на 05.10.2015 года по объекту строительства: «Блокированный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, двухэтажный жилой дом состоит из 6-ти отдельных блоков – квартир, все квартиры двухэтажные.

Судом также установлено, что на приобретение жилого помещения (квартиры) Ренжиной О.А. были затрачены личные денежные средства, которые в настоящее время ей не возмещены, иных мер поддержки Ренжиной О.А. со стороны ответчика не оказано.

Приобретение жилого помещения за счет личных сбережений, даже с учетом того, что указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, участником строительства которого являлась Ренжина О.А., не позволяет сделать вывод о том, что ее права как лица, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права были нарушены, в настоящее время восстановлены в полном объеме, поскольку ни одной из мер поддержки, указанных в законе Кировской области от 08.04.2013 года № 278-ЗО «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области» Ренжиной О.А. в достаточной для того мере не оказано.

Таким образом, суд полагает, что требования Ренжиной О.А. о признании незаконным решения Министерства строительства Кировской области от 18.10.2018 года и обязании включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства жилых домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших на территории Кировской области, и отмене его в данной части, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что при подаче искового заявления в суд истцом оплачена госпошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от 20.11.2018 (л.д. 2), указанная сумма подлежит взысканию с Министерства строительства Кировской области в пользу Ренжиной О.А.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Ренжиной О.А. к Министерству строительства Кировской области о признании незаконным и отмене решения от 18.10.2018 года, обязании включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства жилых домов и чьи права нарушены, - удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства строительства Кировской области от 18.10.2018 года об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших на территории Кировской области, и отменить решение в данной части.

Обязать Министерство строительства Кировской области включить Ренжину О.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Взыскать с Министерства строительства Кировской области в пользу Ренжиной О.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Кировский областной суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Уськова

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2019 года

2-681/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ренжина Ольга Анатольевна
Ответчики
Министерство строительства Кировской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Судья
Уськова Анна Николаевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
30.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.01.2019Передача материалов судье
30.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее