копия

Р Е Ш Е Н И Е дело

ИФИО1

18 февраля 2021 года

Дорогобужский районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующего: судьи ФИО3

При секретаре: ФИО4

Рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5, представителя администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО7, представителя ФИО2ФИО9

гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об обязании проведения работ по сохранению объекта культурного наследия

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «<адрес>» <адрес> об обязании проведения работ по сохранению объекта культурного наследия: многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией МО «<адрес>» требования законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которой установлено, что здание по <адрес> в <адрес> в соответствии с решением <адрес> думы от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении культурного наследия <адрес>», ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - ФЗ ) состоит на государственной охране как объект культурного наследия народов РФ регионального значения «Дом жилой», конец 19 века. Приказом <адрес> по культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В мае 2018 года ООО «Брянскземпроект» проведено обследование несущих и ограждающих строительных конструкций жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому техническое состояние жилого дома оценивается как недопустимое, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Согласно техническому заключению, по результатам обследования несущих и ограждающих строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, жилой дом создает угрозу жизни и здоровью людей по несущей способности и не пригоден к эксплуатации и постоянному проживанию людей, процент износа составляет 56%. Ограждающие конструкции (чердачное перекрытие, окна) жилого дома частично повреждены, невозможно обеспечить необходимый микроклимат в помещениях.

Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированнных правах на объект недвижимости, квартиры №,4,5 данного дома находятся в собственности Дорогобужского городского поселения Дорогобужского рай <адрес>.

Согласно ФЗ на объектах культурного наследия допускается проведение работ по их сохранению - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для своевременного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия, относятся к работам по консервации объекта культурного наследия.

Согласно ст. 45 ФЗ , работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, и согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора за проведением работ, научного руководства проведением работ и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использовании, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ. ФИО1 гарантирует сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений.

Поэтому просит суд обязать Администрацию МО «<адрес>» <адрес> в течение двух лет после вступления решения суда в законную силу: обеспечить проведение противоаварийных и консервационных мероприятий на объект культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX века, расположенного по <адрес>; разработать и о принятие необходимые меры по получению задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой» кон. XIX в., расположенного по <адрес>, разрешения на проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия, положительного заключения историко-культурной экспертизы, разработке и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в. в соответствии с Приказами Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по <адрес>, в соответствии с полученным заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разрешением на проведение указанных работ, выданным органом охраны объектов культурного наследия, положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы и согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 полностью поддержал исковые требования.

Представитель администрации МО «<адрес>» ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась и поддержала письменные возражения о том, что в бюджете Дорогобужского городского поселения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденном решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , денежные средства на выполнение работ по проведению противоаварийных и консервационных мероприятий на объекте культурного наследия «Дом жилой», кон. 19в. не предусмотрены. Согласно подпункту 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В соответствии со ст. 53 Бюджетного кодекса РФ исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов.

В силу ст. 38 БК РФ целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигновании и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указание цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распределителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете влечет как административную так и уголовную ответственность. Поэтому просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне истца Главное <адрес> по культурному наследию представило в суд объяснение (л.д. 39-41) от том, что в соответствии с решением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении культурного наследия <адрес>», ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на государственной охране состоит объект культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Объект культурного наследия) с присвоением ему регистрационного номера .

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ) обязанность по поддержанию объектов культурного наследия в надлежащем состоянии возложена на собственников или иных законных владельцев данных объектов культурного наследия.

Приказом начальника <адрес> по культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу (местонахождение): <адрес>, копия которого направлена в адрес Администрации МО «<адрес>» <адрес>.

Актом технического состояния Объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень мероприятий по сохранению Объекта культурного наследия со сроками их исполнения, которым предусмотрены, в том числе поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом и санитарном состоянии (срок выполнения работ - постоянно), а также установка информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия (срок выполнения работ -IV квартал 2019).

По информации, предоставленной письмом Главы МО «<адрес>» <адрес> ФИО8, здание Объекта культурного наследия 1888 года постройки, одноэтажное, 5-квартирное. В указанном многоквартирном <адрес> жилых помещений.

В 2021 году Администрацией МО «<адрес>» <адрес> запланированы следующие мероприятия по сохранению Объекта культурного наследия: установка надписи и обозначения, содержащих информацию об Объекте культурного наследия; выполнение работ по благоустройству дворовой территории.

Разъяснения о порядке проведения работ на объектах культурного наследия, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, направлены в адрес Администрации МО «<адрес>» <адрес> письмом <адрес> по культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ .

Обращения по вопросу выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, согласования проектной документации на проведение указанных работ в Главное управление не поступали.

Главное управление поддерживает исковые требования прокурора <адрес>.

Определением Дорогобужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена ФИО2 (л.д. 59).

Представитель ФИО2 по письменному заявлению ФИО9 с исковыми требованиями не согласился и поддержал письменные возражения о том, что жилой <адрес> в <адрес> был построен в 1888 году. На протяжении более 130 лет жилой дом капитально не ремонтировался. Аварийное состояние жилого дома возникло не в 2018 году, когда дом был признан аварийным. Об аварийном состоянии дома его жители пишут и просят помощи с начала 90-х годов прошлого века, т.е. более 30 лет, но никаких действий по данному вопросу властями не предпринималось. Из справки, выданной Профессиональным лицеем <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ процент износа данного жилого дома составил 100%. Имеется акт о техническом состоянии жилых домов №, 36 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный главой администрации <адрес>, в соответствии с которым нарушена целостность всех стен, имеются мелкие и крупные трещины; в результате деформации стен перекрытие пришло в аварийное состояние и угрожающе провисла подшивка потолка. Согласно данного акта жилой <адрес> находится в аварийном состоянии.

Считает, что орган местного самоуправления знал об аварийном состоянии дома на протяжении более чем 20 лет до момента издания в 2018 году постановления о признании его аварийным, но никаких мер, направленных на ремонт жилого дома не предпринималось.

В нарушение ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилой дом капитально не ремонтировался. В конце 2013 года в <адрес> была зарегистрирована НК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>», которая являлась организацией, обеспечивающей проведение капитального ремонта в многоквартирных жилых домах области. Обязанность по включению их многоквартирного дома в «Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» лежала на областных органах и органах местного самоуправления. Ограничений для включения жилых домов, являющихся объектами» культурного наследия, в данную региональную программу законодательством не предусмотрено. Но по неизвестным причинам, дом в данную региональную программу не включен, и не обеспечена возможность проведения капитального ремонта вышеуказанной некоммерческой организацией. Со стороны администрации МО «<адрес>» <адрес> длительное время не предпринималось никаких действий, направленных на проведение капитального ремонта жилого дома в целях сохранения объекта культурного наследия. Поэтому она является ненадлежащим ответчиком и обязанность проведения работ по сохранению объекта культурного наследия должна быть возложена на администрацию МО «<адрес>» <адрес>.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд удовлетворяет требования прокурора <адрес> по следующим основаниям.

На основании ст. 45Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (п.1) Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

(п.2) Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

(п.3) Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

(п.4) Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

(п.5) Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

(п.6) К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

(п.7) После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п.8) Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

(п.9) Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

(п.10) При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

(п.11) Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

<адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении культурного наследия <адрес>» «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес> включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 6-8).

Решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ полномочия администрации Дорогобужского городского поселения <адрес> переданы Администрации МО «<адрес>» <адрес>.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт объекта культурного наследия с регистрационным номером объекта культурного наследия в едином государственном реестре объекта объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) о том, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в. (л.д. 9-11).

Приказом <адрес> по культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с регистрационным номером объекта культурного наследия в едином государственном реестре объекта объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с направлением его копии собственнику объекта культурного наследия. В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия указано в том числе (п.15) работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона 73-ФЗ (л.д. 13-18).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р Объект культурного наследия зарегистрирован в указанном реестре с присвоением ему регистрационного номера (л.д. 19).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является пятиквартирным.

Квартира принадлежит на праве собственности ФИО2 (л.д. 23)

Квартира принадлежала на праве собственности умершей ФИО10.

Квартиры , , принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Дорогобужскому городскому поселению <адрес> (л.д. 25-30)

Согласно Акта технического состояния Объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ составленного должностными лицами <адрес> и собственника Объекта культурного наследия (органа уполномоченного на осуществление полномочий собственника имущества) Главы МО «<адрес>» <адрес> определен перечень мероприятий по сохранению Объекта культурного наследия со сроками их исполнения, которым предусмотрены, в том числе поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом и санитарном состоянии (срок выполнения работ - постоянно), а также установка информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия (срок выполнения работ -IV квартал 2019) (л.д. 42-48).

В соответствии с п.11 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2- 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст. 56.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Постановлением Главы МО Дорогобужского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Дорогобужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> принят в муниципальную собственность Дорогобужского городского поселения <адрес>.

Объект культурного наследия на праве собственности принадлежит ФИО2 и МО Дорогобужскому городскому поселению <адрес>. А также принадлежал умершей ФИО10, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответа нотариуса Дорогобужского нотариального округа <адрес> (л.д. 64) наследственное дело после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 не заводилось.

Исходя из положений п. 1 и п. 2 положений ст.1151 ГК РФ о том, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение.

МО Дорогобужское городское поселение <адрес> не включило в собственность муниципального образования городского поселения квартиру, которая в течение 20 лет фактически является выморочной.

Поэтому суд считает, что обязанность собственника по выполнению требований по сохранению объекта культурного наследия по <адрес> лежит на МО Дорогобужскому городскому поселению <адрес>.

Рассматривая обязанность выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия ФИО2 суд приходит к следующему выводу.

ФИО2 является собственником <адрес>, которая была ею приватизирована на основании договора о бесплатной передаче в собственность Профессиональным лицеем ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной копии акта от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии жилых домов №, 36 по <адрес> в <адрес> составленного комиссией: Главой администрации <адрес>, инспектора ГАСН, инженера-строителя МУП «Службы заказчика»: здание – одноэтажное, кирпичное с деревянным перекрытием, кровля из а/цементных листов. Год постройки – дореволюционное. Здание расположено ниже уровня проходящей автодороги, отмостка вокруг здания отсутствует, фундаменты затапливаются и вымываются о чем свидетельствует состояние стен на уровне земли. Фундамент дает неравномерную осадку, стены деформируются. Нарушена цельность всех стен, имеются мелкие и крупные трещины. В результате деформации стен перекрытие пришло в аварийное состояние и угрожающе провисла подшивка потолка. Считают, что жилой дом находится в аварийном состоянии.

Из представленной копии справки директора Профессионального лицея для ФИО2, жилой <адрес> в <адрес> без всяких удобств, принадлежащий Профлицею , был построен в 1888 году. На ДД.ММ.ГГГГ процент износа составил 100%.

Согласно технического заключения ООО «Брянскземпроект» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования несущих и ограждающих строительных конструкций выше указанного жилого дома было установлено следующее. Техническое состояние дома оценивается как - недопустимое, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Жилой дом не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Также жилой дом не соответствует требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» и СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Ограждение конструкции (чердачное перекрытие, окна) жилого дома частично повреждены, невозможно обеспечить необходимый микроклимат в помещениях. Жилой дом создает угрозу жизни и здоровью людей по несущей способности и не пригоден к эксплуатации и постоянному проживанию людей.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Как установлено судом объект культурного наследия построен в 1888 году, т.е. в конце 19 века. В 1994 году предыдущий собственник жилого дома ГОУ Профессиональный лицей (ныне ликвидирован) указывал, что дом имеет 100% износа. В 1998 году комиссионно было установлено, что жилой дом является аварийным.

Согласно ст. 16 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Суду не представлено никаких доказательств о том, что Администрацией МО «<адрес>» <адрес> или МО Дорогобужское городское поселение <адрес> были проведены работы по капитальному ремонту объекта культурного наследия.

Бывший наймодатель ГОУ Профлицей ликвидирован, МО Дорогобужского городского поселения <адрес> приняло в собственность данный объект культурного наследия, в состоянии как установлено судом требовавшим капитального ремонта, поэтому все обязанности предшествующего наймодателя перешли к городскому поселению, которые и должны выполняться Администрацией МО «<адрес>» <адрес>.

Поэтому суд удовлетворяет исковые требования прокурора, т.к. объект культурного наследия нуждается в проведении противоаварийных и консервационных мероприятий по его сохранению.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе.

Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Поэтому исполнение решения суда должно ответчиком выполняться в соответствии с указанными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Приказами Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░», ░░░░░ ░1░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░», ░░░░░ ░1░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░», ░░░░░ ░1░ ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░», ░░░░░ ░1░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

<░░░░░> ░░░11

2-99/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Дорогобужского района Смоленской области
Ответчики
Василькова Зинаида Илларионовна
Администрация МО "Дорогобужский район" Смоленской области
Другие
Главное Управление Смоленской области по культурному населению
Суд
Дорогобужский районный суд Смоленской области
Судья
Шкредов Сергей Александрович
Дело на сайте суда
dorogobuzh.sml.sudrf.ru
13.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее